находить основу их взаимосвязи, способность быстро отказаться от сложившегося стереотипа в мышлении и деятельности, быстро переходить от репродуктивной деятельности к творческой и наоборот, легкость образования неожиданных ситуаций, ассоциаций, способность и умение отказаться от сделанного, если это сделанное не является решением задачи [118]. Основываясь на исследованиях Я.А. Пономарева, способность действовать в уме является базой для развития других познавательных способностей. И.М. Вёрткин перечисляет следующие качества творческой личности: наличие новой или недостигнутой значительной общественно полезной достойной цели (или системы целей); наличие программы (или пакета программ) достижения поставленной цели и контроля за выполнением этих программ; желание и осуществление огромного объема работы по выполнению намеченных планов; владение техникой решения задач, которые встречаются на пути к цели; способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, умение «держать удар», верность цели; соответствие достигнутых результатов (или соответствие их масштаба) поставленной цели. Помимо общих способностей (уметь делать волевые усилия, достигать цели, сосредоточиваться и расслабляться), нужно уметь переходить из «состояния повседневности» в состояние размышления, творчества, сосредоточения и (самое важное) возвращаться обратно; уметь спокойно осознавать свои типовые ошибки и рефлексировать свои мотивы, мысли и действия. Для более углубленной работы решения серьезной проблемы, ведения объемного исследования необходимо умение пользоваться различными инструментами исследования, менять их в зависимости от обстоятельств; замечать собственные ошибки, находить новые применения однажды полученной идеи; свободно переключаться по поводу одних и тех же событий, явлений и рассматривать их как эмоционально, так и логически; использовать 76 |
изучение возникающих в связи с этим проблем исследования условий и форм организации группового решения творческих проблем, отбора и подготовки творческих кадров, диагностики способностей и творческого потенциала работников, формирования творческих коллективов, управления творческой деятельностью. О сознательном управлении творческими процессами интеллектуальной деятельности свидетельствуют работы Г.С. Альтшуллера, М.М. Зиновкиной, последователей и представителей их научных школ. В качестве методологии творчества здесь выступает теория решения творческих изобретательских задач (ТРИЗ), которая основывается на положении: все системы развиваются по определенным законам, которые можно познать и применить. Второе направление раскрытия сущности творческой личности, выделяемое Р.Ф. Мухутдиновым, дается через описание характерологических качеств личности, преломляющихся в ее деятельности. Примером может служить модель, описанная Я.А. Пономаревым. Обобщая результаты исследований, он пришел к выводу, что творческим людям присущи систематический поиск нерешенных актуальных задач, постоянный поиск новых путей решения возникающих проблем, непрерывное совершенствование стиля, методов и приемов своей деятельности, способность усматривать в массе фактов существенное и находить основу их взаимосвязи, способность быстро отказаться от сложившегося стереотипа в мышлении и деятельности, быстро переходить от репродуктивной деятельности к творческой и наоборот, легкость образования неожиданных ситуаций, ассоциаций, способность и умение отказаться от сделанного, если это сделанное не является решением задачи [118]. Основываясь на исследованиях Я.А. Пономарева, способность действовать в уме является базой для развития других познавательных способностей. И.М. Вёрткин перечисляет следующие качества творческой личности: наличие новой или недостигнутой значительной общественно полезной 28 достойной цели (или системы целей); наличие программы (или пакета программ) достижения поставленной цели и контроля за выполнением этих программ; желание и осуществление огромного объема работы по выполнению намеченных планов; владение техникой решения задач, которые встречаются на пути к цели; способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, умение «держать удар», верность цели; соответствие достигнутых результатов (или соответствие их масштаба) поставленной цели. Помимо общих способностей (уметь делать волевые усилия, достигать цели, сосредоточиваться и расслабляться), нужно уметь переходить из «состояния повседневности» в состояние размышления, творчества, сосредоточения и (самое важное) возвращаться обратно; уметь спокойно осознавать свои типовые ошибки и рефлексировать свои мотивы, мысли и действия. Для более углубленной работы —решения серьезной проблемы, ведения объемного исследования необходимо умение пользоваться различными инструментами исследования, менять их в* зависимости от обстоятельств; замечать собственные ошибки, находить новые применения однажды полученной идеи; свободно переключаться по поводу одних и тех же событий, явлений и рассматривать их как эмоционально, так и логически; использовать несколько взаимодополняющих моделей исследования одного и того же явления; позитивно критиковать имеющиеся теории, модели... [30]. Т.А. Сидорчук на основе анализа работ М.М. Зиновкиной, И.Ю. Медаковой, Н.М. Пейсахова, А.Ф. Эсаулова и др. отмечает, что успешность формирования творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности. В число таких компонентов входят: способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей; критичность мышления и способность выявлять противоречия; прогнозирование возможного хода развития; способность многоэкранно 29 |