В.И. Самохвалова считает, что творческая личность это человек, наделенный избыточной энергией самоутверждения, но, во-первых, умеющий направить ее на созидание, и, во-вторых, способный обеспечить тонкий баланс спонтанности и порядка в проявлении своей психической деятельности. Он умеет организовывать свободное, гибкое, продуктивное, в той или иной мере гармоничное взаимодействие разных планов и уровней своего сознания, способен определить во внешних средствах выражения свои идеи и переживания, образы своей фантазии, сделав их достоянием другого [135]. Творческий человек обладает развитой потребностью в творчестве, волей к ее реализации и умеет продуктивно работать. Исследователь И.Л. Викентьев утверждает, что появлению творческой личности на раннем этапе ее развития способствует «Воспитатель», человек высокой (а не показной) нравственности, что включает: любовь к «Ученику», окружающим людям и миру; творческое мироощущение и творчески безбоязненная деятельность хотя бы на бытовом уровне; желание и умение обеспечить свободу развития «Ученика» и его занятий; осознанная личная ответственность за развитие «Ученика» [32]. По гипотезе исследователей Г.С. Альтшуллера и И.М. Вёрткина, на раннем этапе развития для будущей творческой личности важна «встреча с Чудом», которое обладает, как минимум, двумя качествами: 1) необычностью на фоне привычной среды, 2) не «игрушечностью», а «всамделишностью». И на более поздних этапах становления личности, на пути к выбору направления своей главной деятельности, творческую личность часто сопровождает серия событий-Чудес, взаимосвязанных в некую систему. Эти события, с одной стороны, лежат близко к границе познания человечества, а с другой «резонируют» с интересами личности; на них нет готовых объяснений [32]. 78 |
видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего, будущего; выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи и предъявлять решения в образно-графической форме [140]. Новые открытия в современном научном знании, особенно связанные с компьютерными технологиями, доказывают, что творчество требует не каких-то специальных ментальных качеств, но, скорее, общей способности к установлению аналогий и сходств. На это указывают ряд авторов [151]. Так, Д. Перкин, один из сторонников этой точки зрения, полагает, что творческие люди отличаются прежде всего тем, что инвестируют свои когнитивные ресурсы в творческом направлении, однако, традиция и инновация в науке не противоположны друг другу. Главное расхождение здесь с романтической традицией определения понятия гения —в указании на методичность работы гения и его упорство. Г. Груббер замечает, что творческие личности не только когнитивно лучше экипированы, но также характеризуются качеством эмоциональноэстетической привязанности к своей деятельности. В.И. Самохвалова считает, что творческая личность —это человек, наделенный избыточной энергией самоутверждения, но, во-первых, умеющий направить ее на созидание, и, во-вторых, способный обеспечить тонкий баланс спонтанности и порядка в проявлении своей психической деятельности. Он умеет организовывать свободное, гибкое, продуктивное, в той или иной мере гармоничное взаимодействие разных планов и уровней своего сознания, способен определить во внешних средствах выражения свои идеи и переживания, образы своей фантазии, сделав их достоянием другого [135]. Творческий человек обладает развитой потребностью в творчестве, волей к ее реализации и умеет продуктивно работать. Исследователь И.Л. Викентьев утверждает, что появлению творческой личности на раннем этапе ее развития способствует «Воспитатель», человек высокой (а не показной) нравственности, что включает: любовь к «Ученику», окружающим людям и миру; творческое мироощущение и 30 творчески безбоязненная деятельность хотя бы на бытовом уровне; желание и умение обеспечить свободу развития «Ученика» и его занятий; осознанная личная ответственность за развитие «Ученика» [32]. По гипотезе исследователей Г.С. Альтшуллера и И.М. Вёрткина, на раннем этапе развития для будущей творческой личности важна «встреча с Чудом», которое обладает, как минимум, двумя качествами: 1) необычностью на фоне привычной среды, 2) не «игрушечностыо», а «всамделишностыо». И на более поздних этапах становления личности, на пути к выбору направления своей главной деятельности, творческую личность часто сопровождает серия событий-Чудес, взаимосвязанных в некую систему. Эти события, с одной стороны, лежат близко к границе познания человечества, а с другой «резонируют» с интересами личности; на них нет готовых объяснений [32]. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе формирования профессиональной компетентности специалиста должны развиваться как процессуальные, так и личностные творческие его характеристики. Подводя итоги исследования сущности и структуры профессиональной компетентности специалиста, можно сделать следующие выводы. Профессиональная компетентность специалиста представляет собой сложное личностное образование, определяющее его деятельность и основанное на общекультурных и профессиональных знаниях, умениях и навыках, имеющее профессиональную, творчески мотивированную и социальную направленность личности, обеспечивающее эффективное решение профессиональных задач. Структурно профессиональная компетентность включает в себя когнитивный, операционно-деятельностный, поведенческий, индивидуальноличностный и мотивационный компоненты. Содержательную основу профессиональной компетентности специалиста составляют знания: фундаментальные (знание исходных 31 |