Управление действиями учащихся осуществлялись с учетом уровней развития умений и мотивов. Если в первом классе дети выполняли задания под влиянием прямых побуждений учителя, то действия учащихся второго класса стимулировались их интересом, а в третьем и четвертом классах проявлялось как желание самостоятельного действия с привлечением дополнительных средств и источников, помимо получаемой информации на уроке. Из приведенного примера видно, что происходило сближение учебной и внеклассной деятельности по содержанию и методам работы, возникшее на основе единства целей. Совершенствуя выразительность чтения учащихся на интегрированных занятиях, мы условно разделили работу на группы по средствам выразительной речи и средствам музыкальной выразительности: работа над интонацией; работа над тембром; работа над темпом. При этом в качестве руководящей выступала идея о том, что если ребенок усвоил содержание музыкального произведения и литературного текста, но не понял с какой целью совершаются поступки и эмоциональное состояние героя, то рассказать о музыкальном произведении и прочесть выразительно текст он не сможет. С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказываемого, отношение говорящего к тому, о чем говорится, о чем поется в песне, что передает мелодия. С помощью темпа (быстрого, медленного, умеренного) можно узнать о характере мелодии. С помощью темпа чтения, т.е. попеременного ускорения или замедления можно передать характер людей, происходящих событий, настроение текста. Длительность и своевременность пауз дают возможность создать определенный эмоциональный настрой детей. С помощью тембра голоса, тембра инструмента дети узнают об эмоциональной окраске мелодии или текста. Сравнивая на уроках музыкальную и речевую интонации, учащиеся находят много общего в них. Затем, постепенно приходят к выводу: что |
131 После чего устраивается конкурс, в котором принимают участие все желающие: кто сочинил стихи, кто сделал рисунки, у кого получилась оригинальная история. Когда фантазия исчерпана, можно предложить детям своими словами пересказать понравившийся текст наиболее близко к оригиналу. На втором этапе эксперимента (формирующем) (1997-2002г.г.) осуществлялось внедрение экспериментальной методики развития познавательной активности младших школьников. Для этого в учебный процесс внедрен разработанный нами интегрированный эстетический курс «Музыка и детское литературное чтение». При этом особое внимание уделялось: развитию эмоциональной отзывчивости; обучению приемам ассоциативного мышления; проверке возможности применять усвоенные навыки и умения в процессе творческой деятельности. Эмоциональное развитие учащихся осуществлялось, прежде всего, в процессе обучения, отличительными особенностями которого являлись: образное преподавание, ненавязчивый характер педагогической деятельности учителя, безотметочное обучение, особая структура урока, подразумевающая взаимосвязь темы музыки и чтения. Поясним сказанное: урок ведут два учителя учитель музыки и учитель начальных классов. Разработанный нами курс “Музыка и детское литературное чтение” предусматривает развитие творческой личности учащихся начальных классов. В связи с этим в проведении эксперимента особое внимание уделялось развитию познавательной активности. Детей окружало разнообразие наглядных предметов с учетом возрастных интересов, в ходе урока им предоставлялась возможность активно задавать друг другу вопросы. Управление действиями учащихся осуществлялось с учетом уровней развития умений и мотивов. Если в первом классе дети выполняли задания под влиянием прямых побуждений учителя, то действия учащихся второго класса стимулировались их интересом, а в третьем и четвертом классах проявлялось 132 желание самостоятельного действия с привлечением дополнительных средств и источников, помимо получаемой на уроке информации. Из приведенного примера видно, что происходило сближение учебной и внеклассной деятельности по содержанию и методам работы, возникшее на основе единства целей. Совершенствуя выразительность чтения учащихся на интегрированных занятиях, мы условно разделили работу на группы по средствам выразительной речи и средствам музыкальной выразительности: работа над интонацией; работа над тембром; работа над темпом. При этом в качестве руководящей выступала идея о том, что если ребенок усвоил содержание музыкального произведения и литературного текста, но не понял, с какой целью совершаются поступки и как проявляется эмоциональное состояние героя, то рассказать о музыкальном произведении и прочесть выразительно текст он не сможет. С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказываемого, отношение говорящего к тому, о чем говорится, о чем поется в песне, что передает мелодия. С помощью темпа (быстрого, медленного, умеренного) можно узнать о характере мелодии. С помощью темпа чтения, т.е. попеременного ускорения или замедления можно передать характер людей, происходящих событий, настроение текста. Длительность и своевременность пауз дают возможность создать определенный эмоциональный настрой детей.. С помощью тембра голоса, тембра инструмента дети узнают об эмоциональной окраске мелодии или текста. Сравнивая на уроках музыкальную и речевую интонации, учащиеся находят много общего в них. Затем дети постепенно приходят к выводу: что интонация в речи выражается тоном и сопутствует ему слово, а в музыке — это ноты, что музыкальные и речевые интонации могут быть утвердительными, настойчивыми, мягкими, вопросительными. После этого ребята самостоятельно находят общие признаки речевой и музыкальной интонации, которую можно схематично представить следующим образом: |