чтению. Учащиеся с огромным интересом подбирали произведения на определенную тему, например: музыкальные и литературные жанры, произведения о природе, о детских игрушках, веселые и шуточные произведения и т.д. Опытная работа подтвердила, что повторение — необходимый путь закрепления в памяти детей и стихов, и литературных произведений, и музыки. Применение тискового метода в процессе импровизации вносило в работу игровой элемент. Игровая ситуация в интегрированном курсе “Музыка и детское литературное чтение” стала основополагающим фактором творческого развития детей. Чередуя разные виды деятельности на уроке, принципиальное внимание мы обратили на два вида игр ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольные). Игры с правилами, так же как и учебная деятельность повлияли на развитие самооценки собственной деятельности, самоконтроля, на переменах и музыкальных паузах (целесообразнее проводить их на 10 20 минутах урока) дети с удовольствием танцуют, выполняют упражнения на релаксацию. При использовании дидактических игр как метода обучения, были соблюдены следующие условия: учебная задача совпадает с игровым условием; • сохраняется игровая ситуация; игра всегда содержит игровое правило и игровое действие. Ролевые игры использовались нами для формирования произвольного поведения, воображения творчества учеников, которое так необходимо детям для обучения. Поэтому интегрированные уроки литературного чтения и музыки в процессе которых дети могут разыгрывать различные роли реальных лиц или воображаемых героев дают очень большие возможности для развития познавательной активности. Из двух типов игровой деятельности сюжетно-ролевой и проблемномоделирующей дтя успешного проведения урока более подходящим для нашей опытной работы явился второй. Проблемно-моделирующая игра |
135 особенности произведения музыки и литературы, что чрезвычайно важно для развития умения различать, слышать, воспринимать, запоминать. В экспериментальном обучении использовался также прием повторения. Наукой доказано, что неоднократное восприятие всякого художественного произведения помогает лучше его воспринимать. Особенно это касается музыки. Опыт проведенной экспериментальной работы показывает, что с каждым повторным прослушиванием детьми замечаются все новые черты и особенности произведения. Н.Л. Гродзенская справедливо отмечала: "Первое знакомство с произведением чаще всего не производит достаточно глубокого впечатления, оно бывает обычно неясным, расплывчатым. Произведение становится более понятным и любимым, когда дети, прослушав вещь, хорошо ее усвоили и запомнили" [63;68]. Экспериментальная работа показала, что небольшое произведение желательно повторять на том же уроке, на котором оно исполняется впервые. Это помогает детям закрепить первое впечатление. Если была необходимость использовать пьесу и на другом уроке, то детям предлагалось услышать в ней что-то новое (согласно теме урока учитель направляет внимание на то, что необходимо заметить). Например, в игровой форме в конце четверти проводились концерты по заявкам детей. В данном случае нами использовался прием свободного выбора. Это проявлялось в возможности самим учащимся составлять программу пятиминутных разминок, которые детям очень нравились, и они сами придумали название “Угадай-ка", так как в программу входила не только музыка, но и произведения, пройденные по чтению. Учащиеся с огромным интересом подбирали произведения на определенную тему, например: музыкальные и литературные жанры, произведения о природе, о детских игрушках, веселые и шуточные произведения и т.д. Опытная работа подтвердила, что повторение необходимый путь закрепления в памяти детей и стихов, и литературных произведений, и музыки. Применение поискового метода в процессе импровизации вносило в работу игровой элемент. Игровая 136 ситуация в интегрированном курсе “Музыка и детское литературное чтение” стала основополагающим фактором творческого развития детей. Чередуя разные виды деятельности на уроке, принципиальное внимание мы обратили на два вида игр ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольные). Игры с правилами, так же как и учебная деятельность повлияли на развитие самооценки собственной деятельности, самоконтроля, на переменах и музыкальных паузах (целесообразнее проводить их на 1 0 2 0 минутах урока) дети с удовольствием танцуют, выполняют упражнения на релаксацию. При использовании дидактических игр как метода обучения были соблюдены следующие условия: учебная задача совпадает с игровым условием; сохраняется игровая ситуация; игра всегда содержит игровое правило и игровое действие. Ролевые игры использовались нами для формирования произвольного поведения, воображения учеников, которое так необходимо детям для обучения. Поэтому интегрированные уроки литературного чтения и музыки, в процессе которых дети могут разыгрывать различные роли реальных лиц или воображаемых героев, дают очень большие возможности для развития познавательной активности. Из двух типов игровой деятельности сюжетноролевой и пробпемно-моделирующей для успешного проведения урока более подходящим для нашей опытной работы явился второй. Проблемномоделирующая игра отличается тем, что в ней познавательная активность стимулируется игровой деформацией структуры художественного произведения с целью выявления роли конкретных средств выразительности и предложения нестандартной ситуации, требующей самостоятельного творческого решения. Например, детям в ходе занятий задавались проблемные вопросы: ”Что будет, если мажорную пьесу сыграть в миноре?”, “Что изменится, если Царевну-Лебедь одеть в красное платье?”, ”Какую песенку поет снежинка?” |