отличается тем, что в ней познавательная активность стимулируется игровой деформацией структуры художественного произведения с целью выявления роли конкретных средств выразительности и предложения нестандартной ситуации, требующей самостоятельного творческого решения. Например, детям в ходе занятий задавались проблемные вопросы: «Что будет, если мажорную пьесу сыграть в миноре?», «Что, если Царевну-Лебедь одеть в красное платье?», «Какую песенку поет снежинка?». Так же были использованы и другие формы игровых ситуаций: 1. Сочинение песни или сказки по кругу. Первый ребенок поет начальную фразу, второй по цепочке придумывает продолжение и т.д., так чтобы последний в цепочке заканчивал произведение. 2. Проигрывание известных музыкальных сказок. Учитель предлагает сюжет какой-либо известной сказки, выделяя в ней конкретный эпизод, дети импровизируют на эту тему в своей музыкальной сценке. 3. Защита фантастических проектов. Учащиеся придумывают фантастическую ситуацию, например, из жизни музыкальных инструментов, и пытаются доказать ее жизнеспособность. 4. Угадывание песни по ритму. Учащийся предлагает одноклассникам узнать по начальному ритмическому рисунку какую-либо из ранее разученных в классе песен. При разработке исходных положений методики обучения на интегрированных уроках музыки и чтения учитывались сензитивные психологические возможности младши* школьников (эмоциональная отзывчивость, высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы, богатый творческий потенциал, детская талантливость), что позволило в опытном обучении сочетать два вида деятельности: познавательную и учебную. Поэтому требовалось, чтобы музыкально-литературные занятия вызывали удивление, восхищение, эмоционально заряжали, духовно обогащали. На всех этапах нашего опытно-экспериментального обучения с детьми велась открытая беседа, которая и стала основой экспериментальных |
136 ситуация в интегрированном курсе “Музыка и детское литературное чтение” стала основополагающим фактором творческого развития детей. Чередуя разные виды деятельности на уроке, принципиальное внимание мы обратили на два вида игр ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольные). Игры с правилами, так же как и учебная деятельность повлияли на развитие самооценки собственной деятельности, самоконтроля, на переменах и музыкальных паузах (целесообразнее проводить их на 1 0 2 0 минутах урока) дети с удовольствием танцуют, выполняют упражнения на релаксацию. При использовании дидактических игр как метода обучения были соблюдены следующие условия: учебная задача совпадает с игровым условием; сохраняется игровая ситуация; игра всегда содержит игровое правило и игровое действие. Ролевые игры использовались нами для формирования произвольного поведения, воображения учеников, которое так необходимо детям для обучения. Поэтому интегрированные уроки литературного чтения и музыки, в процессе которых дети могут разыгрывать различные роли реальных лиц или воображаемых героев, дают очень большие возможности для развития познавательной активности. Из двух типов игровой деятельности сюжетноролевой и пробпемно-моделирующей для успешного проведения урока более подходящим для нашей опытной работы явился второй. Проблемномоделирующая игра отличается тем, что в ней познавательная активность стимулируется игровой деформацией структуры художественного произведения с целью выявления роли конкретных средств выразительности и предложения нестандартной ситуации, требующей самостоятельного творческого решения. Например, детям в ходе занятий задавались проблемные вопросы: ”Что будет, если мажорную пьесу сыграть в миноре?”, “Что изменится, если Царевну-Лебедь одеть в красное платье?”, ”Какую песенку поет снежинка?” 137 Также были использованы и другие формы игровых ситуаций: 1. Сочинение песни или сказки по кругу. Первый ребенок поет начальную фразу, второй по цепочке придумывает продолжение и т.д., так чтобы последний в цепочке заканчивал произведение. 2. Проигрывание известных музыкальных сказок. Учитель предлагает сюжет какой-либо известной сказки, выделяя в ней конкретный эпизод, дети импровизируют на эту тему в своей музыкальной сценке. З.Защита фантастических проектов. Учащиеся придумывают фантастическую ситуацию, например, из жизни музыкальных инструментов и пытаются доказать ее жизнеспособность. 4. Угадывание песни по ритму. Учащийся предлагает одноклассникам узнать по начальному ритмическому рисунку какую-либо из ранее разученных в классе песен. При разработке исходных положений методики обучения на интегрированных уроках музыки и чтения учитывались сензитивные психологические возможности младших школьников (эмоциональная отзывчивость, высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы, богатый творческий потенциал, детская талантливость), что позволило в опытном обучении сочетать два вида деятельности: познавательную и учебную. Поэтому требовалось, чтобы музыкально-литературные занятия вызывали удивление, восхищение, эмоционально заряжали, духовно обогащали. На всех этапах нашего опытно-экспериментального обучения с детьми велась открытая беседа, которая и стала основой экспериментальных занятий. Их художественно-творческая направленность обусловлена выдвижением в качестве ведущих таких видов эвристической деятельности, как импровизация и игра. Импровизация является самой доступной для детей формой отражения действительности. Она не предполагает завершенности, так как носителем содержания является сам процесс. Вместе с тем механизм этого процесса |