рассказы, им предлагали, к примеру, рассказать о прослушанной музыке или о чем-нибудь так, чтобы всем было «жалко» (трогательно) или весело, торжественно или грустно. Такое упражнение развивало чувство интонации, необходимое для восприятия любого произведения, воображение, эмоциональность речи. В основу общения учитель-ученик мы старались, заложить основу «педагогики сотрудничества», взаимного обогащения живым эмоциональным поведением и благоприятным отношением друг к другу. Как тренировочные упражнения в стихосложении мы включали такие задания: досказать словечко, простучать ритм и вписать недостающее слово в знакомые стихи, сочинить стихи по рифмам (буриме). Например, тренировочное упражнение: написать стихи, используя ранее подобранные детьми рифмы. подснежник ....валежник .дожди ручьи красна весна ветер вечер ...............сон сторон просим осень •снежинки картинки ель ....метель .дома зима ..солнце ..донце ...цвета красота согрето >....лето |
138 позволяет рассматривать импровизацию как способ моделирования интерпретации художественных произведений. В психологии она понимается как “мгновенная удача ума”, логическая и психологическая модель творческого процесса вообще форма первотворчества, фокусирующая сила души и ума, запасы памяти. Суть преподавания на подобных уроках заключается в подаче учебного материала (I классы) в форме сказки. Это и урок-путешествие с любимыми героями песен, сказок, урок-конкурс, урок-викторина, урок-концерт и т.д. Проведение фольклорных уроков-праздников прибавляет маленькому школьнику уверенность в себе и доставляет радость от встречи с музыкой, поэзией, красотой. Например, детям нравятся фольклорные уроки-праздники по следующим темам:« Мамина колыбельная», « Как у нашего соседа весела была беседа» и так далее. Межпредметные занятия позволяют обобщать предметные знания, развивать высокую познавательную активность учеников. Такие уроки побуждают детей к внимательному вслушиванию в речь педагога, проникновению во внутренний мир произведения, в его смысл. При этом решались многие педагогические задачи, в том числе адаптационные: исключается резкий переход детей из мира сказок, мира игры к серьезному умственному труду, что сохраняет их силы, необходимые для обучения. Обучение опиралось на продуктивную творческую деятельность и ориентировалось на творческое усвоение изучаемого материала. Ребенок имел возможность попробовать себя в драматургическом прочтении детских стихов, в импровизации на музыкальных инструментах, в сочинении небольших рассказов. Импровизационное устное сочинительство развивает эстетическое чувство, воображение и языковую культуру. Детей не заставляли писать сказки, рассказы, им предлагали, к примеру, рассказать о прослушанной музыке или о чем-нибудь так, чтобы всем было «жалко» (трогательно) или весело, торжественно или грустно. Такое упражнение развивало чувство интонации. 139 необходимое для восприятия любого произведения, воображение, эмоциональность речи. В основу общения учитель-ученик мы старались заложить основу “педагогики сотрудничества”, взаимного обогащения живым эмоциональным поведением и благоприятным отношением друг к другу. Как тренировочные упражнения в стихосложении мы включали такие задания: досказать словечко, простучать ритм и вписать недостающее слово в знакомые стихи, сочинить стихи по рифмам (буриме). Например, тренировочное упражнение: написать стихи, используя ранее подобранные детьми рифмы. Весна. «Кап, кап, кап» застучали дожди, По полям зазвенели ручьи. Наконец, наступила весна. Наконец, наступила красна. Зулима Д. 1 «В» класс. Весна-краса. На лугах зацвели цветочки. Распустились древесные почки, Застучали по окнам дожди. Зажурчали в овраге ручьи. Потому что пришла весна. Долгожданная наша краса! Наташа К. 2 «А» класс. |