Проверяемый текст
Моторина Людмила Николаевна. Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами межпредметной интеграции (Диссертация 2004)
[стр. 142]

слогового пения.
Начиная наши уроки с распевания гласных (А, О, У, Ы, Э, Я, Е, Ю, И, Е), мелодично соединяем как песню;
упражнение чтение с речевыми помехами.
Ученик читает текст про себя, одновременно напевая знакомую песню.
Это очень сложное задание, и с ним справляются «единицы»;
упражнение —чтение с простукиванием ритма.
Простукивая карандашом
по столу ритм знакомой мелодии, ученик читает текст песни; упражнение чтение со звуковыми помехами.
На фоне звучащей музыки, учащийся читает про себя текст.
Затем отвечает на вопросы учителя.
В конце учебного года ребятам предлагалась анкета.

После ее анализа мы увидели, что много нового учащиеся узнают на уроках в курсе проведения «Музыка и чтение», что им нравятся встречи с интересными
людьми.
Во внеклассных мероприятиях им хочется принимать активное участие петь, инсценировать сказки, читать стихи и т.д.
Им хочется больше знать о детстве великих композиторов, писателей, их увлечениях и интересах, чтобы чаще, устраивались музыкально-литературные праздники, посещались театры.
Сравнивая анкетные данные, экспериментальных и контрольных групп, мы пришли к следующим выводам: интегрированные уроки музыки и чтения вызывают живой интерес и положительные эмоции; учащиеся стали более любознательными, с желанием посещают детские спектакли, выставки, интересуются книгами о музыке, животных, театре; значительно повысилась активность участия в конкурсах, концертах, олимпиадах.
При сопоставлении результатов анкетирования одних и тех же учеников, полученных в первом и третьем классах, можно отметить, что с течением времени экспериментального обучения значительно выросла познавательная активность.
Например, в первом «А» классе на вопросы анкеты учащиеся отвечали, что на совместных уроках музыки и чтения им интересно, нравится
[стр. 144]

144 детям для развития знаний.
На уроках искусства ученик всегда духовно обогащаегся и берет что-то для себя на всю жизнь.
Наиболее эффективные приемы обучения чтению на совместных уроках музыки и чтения были отобраны и экспериментально проверены на полезность и применимость.
Важно отметить, что данные упражнения эффективны не от увеличения времени работы над чтением, а от частоты применения тренировочных упражнений.
Например, мы использовали упражнение чтение скороговоркой.
Оно предназначено для развития артикуляции при чтении и во время пения.
Окончания слов не должны «проглатываться» учеником, а должны проговариваться четко.
Длительность упражнения 30-40 секунд.
Через две-три недели данное упражнение заметно улучшает темп чтения, развивает артикуляционный аппарат для правильного интонирования и дыхания при пении.
Чтение скороговоркой при многократном чтении отрывка, с увеличением скорости должно быть четким (Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки, раз Егорка, два Егорка и т.д.).
Хорошее влияние на увеличение скорости чтения оказывает работа с таблицей слогового пения, особенно в первом классе.
Начиная наши уроки с распевания гласных (А, О, У, Ы, Э, Я, Е, Ю, И, Е), мелодично соединяем как песню.

1.
Упражнение чтение с речевыми помехами.
Ученик читает текст про себя, одновременно напевая знакомую песню.
Это очень сложное задание, и с ним справляются единицы.

2.
Упражнение чтение с простукиванием ритма.
Простукивая карандашом,
ритм знакомой мелодии, ученик читает текст песни.
3.
Упражнение чтение со звуковыми помехами.
На фоне звучащей музыки учащийся читает про себя текст, затем отвечает на вопросы учителя.
В конце учебного года ребятам предлагалась анкета
(см.
приложение 6).
После ее анализа мы увидели, что много нового учащиеся узнают на уроках в курсе проведения «Музыка и чтение», что им нравятся встречи с интересными


[стр.,145]

145 людьми.
Во внеклассных мероприятиях им хочется принимать активное участие петь, инсценировать сказки, читать стихи и т.д.
Им хочется больше знать о детстве великих композиторов, писателей, их увлечениях и интересах, чтобы чаще устраивались музыкально-литературные праздники, посещались театры.
Сравнивая анкетные данные экспериментальных и контрольных групп, мы пришли к следующим выводам: интегрированные уроки музыки и чтения вызывают живой интерес и положительные эмоции; учащиеся стали более любознательными, с желанием посещают детские спектакли, выставки, интересуются книгами о музыке, животных, театре; значительно повысилась активность участия в конкурсах, концертах, олимпиадах.
При сопоставлении результатов анкетирования одних и тех же учеников, полученных в первом и третьем классах, можно отметить, что с течением времени экспериментального обучения значительно выросла познавательная активность.
Например, в первом «А» классе на вопросы анкеты учащиеся отвечали, что на совместных уроках музыки и чтения им интересно, нравится
работать в творческой тетради «Музыка и чтение», слушать музыку, инсценировать сказки.
Обучаясь в третьем «А» классе, эти же дети в своих анкетах отмечали возросший интерес к творческим заданиям, сочинению, интересным конкурсам, хорошей музыке, желание рассуждать о ней и сравнивать с литературой и живописью (см.
приложение 9).
Итак, описывая и анализируя содержание опытно-экспериментальной работы с целью выявления возможных условий для творческой активности (оригинальность мышления, интуиция, самостоятельность суждения) учащихся младших классов в процессе преподавания интегрированного курса “Музыка и

[Back]