работать в творческой тетради «Музыка и чтение», слушать музыку, инсценировать сказки. Обучаясь в третьем «А» классе, эти же дети в своих анкетах отмечали возросший интерес к творческим заданиям, сочинению, интересным конкурсам, хорошей музыке, желанию рассуждать о ней и сравнивать с литературой и живописью. Итак, описывая и анализируя содержание опытно-экспериментальной работы с целью выявления возможных условий для творческой активности (оригинальность мышления, интуиция, самостоятельность суждения) учащихся младших классов в процессе преподавания интегрированного курса «Музыка и. детское литературное чтение», нами было рассмотрено реальное состояние проблемы обучения в современной начальной школе. Разделяя мысль отечественных и зарубежных ученых о том, что познание окружающего мира выступает в виде суммы трех слагаемых: науки, музыки и искусства, была сделана попытка реструктурировать тематическое планирование урока музыки и чтения в младших классах, обеспечив межпредметную интеграцию учебной информации, ее личностно развивающий характер и общечеловеческие ценности. В связи с этим ведущее место заняли предметы эстетического цикла, развивающие познавательную активность, творческое мышление, воображение и духовно-эстетическое отношение к действительности. Мы стремились в своей экспериментальной работе найти такие дидактические условия, которые способствовали бы развитию творческого потенциала. Необходимо отметить, что при разработке методики обучения на интегрированных уроках музыки и чтения нами использовались различные методы и приемы, среди которых наиболее эффективными оказались следующие: сравнения, наглядности, поиска, повторения и другие. Среди упражнений наиболее интересными оказались: на релаксацию, на артикуляцию, на интонирование, на дыхание. |
145 людьми. Во внеклассных мероприятиях им хочется принимать активное участие петь, инсценировать сказки, читать стихи и т.д. Им хочется больше знать о детстве великих композиторов, писателей, их увлечениях и интересах, чтобы чаще устраивались музыкально-литературные праздники, посещались театры. Сравнивая анкетные данные экспериментальных и контрольных групп, мы пришли к следующим выводам: интегрированные уроки музыки и чтения вызывают живой интерес и положительные эмоции; учащиеся стали более любознательными, с желанием посещают детские спектакли, выставки, интересуются книгами о музыке, животных, театре; значительно повысилась активность участия в конкурсах, концертах, олимпиадах. При сопоставлении результатов анкетирования одних и тех же учеников, полученных в первом и третьем классах, можно отметить, что с течением времени экспериментального обучения значительно выросла познавательная активность. Например, в первом «А» классе на вопросы анкеты учащиеся отвечали, что на совместных уроках музыки и чтения им интересно, нравится работать в творческой тетради «Музыка и чтение», слушать музыку, инсценировать сказки. Обучаясь в третьем «А» классе, эти же дети в своих анкетах отмечали возросший интерес к творческим заданиям, сочинению, интересным конкурсам, хорошей музыке, желание рассуждать о ней и сравнивать с литературой и живописью (см. приложение 9). Итак, описывая и анализируя содержание опытно-экспериментальной работы с целью выявления возможных условий для творческой активности (оригинальность мышления, интуиция, самостоятельность суждения) учащихся младших классов в процессе преподавания интегрированного курса “Музыка и 146 детское литературное чтение” (см. приложение 1), нами было рассмотрено реальное состояние проблемы обучения в современной начальной школе. Разделяя мысль отечественных и зарубежных ученых о том, что познание окружающего мира выступает через слагаемые: науки, музыки и искусства, мы попытались реструктурировать тематическое планирование урока музыки и чтения в младших классах, обеспечив межпредметную интеграцию учебной информации, ее личносгно развивающий характер и общечеловеческие ценности. В связи с этим ведущее место заняли предметы эстетического цикла, развивающие познавательную активность, творческое мышление, воображение и духовно-эстетическое отношение к действительности. Мы стремились в своей экспериментальной работе найти такие дидактические условия, которые способствовали бы развитию творческого потенциала. Необходимо отметить, что при разработке методики обучения на интегрированных уроках музыки и чтения нами использовались различные методы и приемы, среди которых наиболее эффективными оказались следующие: сравнения, использование наглядности, побуждение к поиску, различные приемы повторения и другие. Наиболее интересными оказались упражнения на релаксацию, на артикуляцию, на интонирование, на дыхание. Для активизации интереса учащихся к предметам искусства как формам первотворчества нами проводились уроки-конкурсы, уроки-концерты, урокивикторины, уроки-сказки, уроки-путешествия. В диагностические занятия нами включались следующие творческие учебные задания: поиск музыкальных и литературных примеров, составления плана произведения, сочинение, рисунки на музыку, подбор эпитетов и так далее, что было необходимо для организации экспериментального обучения, для развития познавательной активности учащихся. В качестве примера приведем результаты за 1998-1999 учебный год. Проследим диагностику развития познавательной активности у учащихся с 1 по 3 класс на констатирующем этапе эксперимента. |