Проверяемый текст
Моторина Людмила Николаевна. Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами межпредметной интеграции (Диссертация 2004)
[стр. 147]

Форму диагностических занятий мы строили как игру, или как короткое задание с использованием игровых приёмов.
Как показал эксперимент, во избежании утомления на уроке наиболее эффективно проведение только одного диагностического задания.
При определении уровня развития литературномузыкального мышления от учащихся требовалось уловить общее настроение (веселое или грустное) и определить жанровую характеристику произведений: песня, танец, марш, сказка, стихотворение, рассказ и так далее.
При этом использовались соответственно подобранные пьесы: Р.
Шуман «Страна фантазия», Б.
Барток «Микрокосмос» и читались рассказы Д.
Хармса, Ю.
Владимирова, прослушивались музыка
к сказке «Незнайка и его друзья», «Дитя и волшебство» и др.
Для развития речи и закрепления названия, музыкальных и литературных жанров, нами использовался прием выбора учениками репродукций, соответствующих общему настроению и содержанию исполняемого произведения.
Здесь же давались три попытки для решения каждой задачи.
Как показали результаты таких диагностических занятий, у многих детей интонационно-слуховой опыт уже достаточно развит для определения настроения музыкального и литературного жанра.
Наибольшее количество правильных ответов
(70 из 100) отмечено при определении весёлого настроения это пьесы П.И.
Чайковского из «Детского альбома» и стихи А Л .
Барто, С.Я.
Маршака, Г.Б.
Остера.
Из жанров лучше всего детям знакомы марши, сказки, стихи
(65 правильных ответов).
Несколько хуже учащиеся дифференцировали «песенность» исполняемой музыки и «повествование» рассказа (в обоих случаях
44 правильных ответа).
Задачу сопоставление предложенных картинок с исполняемым или поэтическим произведением и выбор соответствующей иллюстрации большинство детей приняли не сразу.
Часть из них в начале эксперимента подменяла задачу собственным впечатлением, и дети выбирали ту, что понравилась, или поочерёдно все картинки, в порядке их расположения на стенде.
Однако, при повторной инструкции учащиеся сосредотачивались и
147
[стр. 148]

148 программам или курсам.
Распределение классов по годам обучения представлено в таблице 7.
Таблица 7 Учебные 1 класс 2 класс 3 класс годы Эксперим.
Контроль.
Эксперим.
Контроль.
Эксперим.
Контроль.
1998-1999 26 23 25 24 27 14 1999-2000 22 16 24 18 23 21 2000-2001 24 23 23 16 12 21 всего 72 62 72 58 62 56 Диагностические занятия строились в форме игры.
Как показал эксперимент, во избежание утомления на уроке наиболее эффективно проведение только одного диагностического задания.
На диагностическом занятии по определению уровня развития продуктивного (творческого) мышления учащимся предлагались на выбор творческие (продуктивные) задания: сочинить, импровизировать на музыкальном инструменте, инсценировать басни, стихи, сказки.
А также отбирались и репродуктивные (воспроизводящие) задания: проанализировать, угадать, составить план.
Перед ребенком ставилась задача выбрать те задания, которые особенно понравились, вызвали особый интерес.
При определении уровня развития литературно-музыкального мышления от учащихся требовалось уловить общее настроение (веселое или грустное) и определить жанровую характеристику произведений: песня, танец, марш, сказка, стихотворение, рассказ и так далее.
При этом использовались соответственно подобранные пьесы (Р.
Шуман «Страна фантазия», Б.
Барток «Микрокосмос») и читались рассказы Д.
Хармса, Ю.
Владимирова, прослушивались музыка
из мультфильмов «Незнайка и его друзья», построенная на фрагментах

[стр.,149]

149 классической музыки разных композиторов, «Дитя и волшебство» М.
Равеля и др.
Для развития речи и закрепления названия, музыкальных и литературных жанров нами использовался прием выбора учениками репродукций, соответствующих общему настроению и содержанию исполняемого произведения.
Здесь же давались три попытки для решения каждой задачи.
Как показали результаты таких диагностических занятий, у многих детей интонационно-слуховой опыт уже достаточно развит для определения настроения музыкального и литературного жанра Наибольшее количество правильных ответов
(74% из 100%) отмечено при определении весёлого настроения.
Это пьесы П.И.
Чайковского из «Детского альбома» и стихи А.Л.
Барто, С.Я.
Маршака, Г.Б.
Остера.
Из жанров лучше всего детям знакомы марши, сказки, стихи
(62% правильных ответа из 100%).
Несколько хуже учащиеся дифференцировали «песенность» исполняемой музыки и «повествование» рассказа (в обоих случаях
22% правильных ответа).
Задачу по сопоставлению предложенных картинок с исполняемым музыкальным или поэтическим произведением и выбор соответствующей иллюстрации большинство детей приняли не сразу.
Часть из них в начале эксперимента подменяла задачу собственным впечатлением, и дети выбирали ту, что понравилась, или поочерёдно все картинки в порядке их расположения на стенде.
Однако при повторной инструкции учащиеся сосредотачивались и
решали нужную задачу.
Это позволило считать данное диагностическое задание творческого самоутверждения адекватной младшему школьному возрасту.
Исследование развития познавательной активности как творческого процесса показало, что дети любят творческие задания: придумывание загадок, считалок, сочинение перевёртышей, подбор ритма и так далее.
Они с удовольствием работают над сочинением рифмы, стихов и мелодий.
Подобные уроки дают детям возможность усовершенствовать, строки собственных сочинений.
Важно отметить, что работают не только учителя, но и сами дети

[Back]