Из табличных данных исследования причин высокого, среднего и низкого уровня творческой деятельности среди первых классов можно заключить следующее: 1 «В» преобладает средний уровень, 1 «Б» высокий уровень, 1 «А» высокий уровень. Дети во всех классах обладают развитой речью, эмоционально восприимчивы, любят рисовать, среди любимых предметов выбраны: рисование, математика, музыка. Главным мотивом учения они выбрали учителя, который им нравится и многому их научит. Сравнивая табличные данные первого и третьего года экспериментального,обучения ( таблицы 6 и таблица 7) в экспериментальных группах одних и тех же учащихся 1 “А” и 3 “А” наглядно видно, что у детей значительно обогатился словарный запас, выросла техника чтения, обогатилась речь, появилась положительная мотивация к учению. Повысился интерес к творческим заданиям, сочинению, исполнению песен, слушанию и анализу музыки. Им нравится работать с творческой тетрадью «Музыка и чтение», и они хотят продолжать обучаться по творческим тетрадям в четвертом классе. Анкетные данные показали, что учащимся очень нравится работать с нашим пособием (см. приложение 4), оно экономит время при выполнении творческих заданий в школе и дома, знакомит с приемами стихосложения, дает информацию по грамотному чтению. Наблюдения за изменением познавательной активности учащихся на уроках осуществлялись в каждом классе. Выполненный анализ проведенных уроков показал следующее: преобладающей является поисково-познавательная деятельность учащихся в 1 «А», 1 «В», 2 «А», 3 «А» экспериментальных классах. Очевидно, что уроки, содержащие вопросы учителя и ответы учащихся, носят активно-ассоциативный характер. Например, на уроке в третьем классе перед изучением темы «Своя погода» учитель ставит учащимся ряд вопросов по уже изученным темам: по чтению «Русские писатели о природе» и по музыке «Картины природы в музыке» (по программе 1-1V Г.С. Ригиной третья четверть, тема IV), для того, чтобы затем перейти к изучению нового материала. Вот примерные вопросы: 1) Что такое колорит? |
В качестве иллюстрации приведем пример анализа познавательной активности с помощью психо-эмоционального состояния учащихся по усвоению знаний. Таблица 10 Познавательная активность учащегося № Психо-эмоциональное состояние учащегося Осознанность 1. Сообразительный Несообразительный Малосообразительный 2. Понятливый Малопонятливый Непонятливый Логичность 3. Серьезный Несерьезный Беспорядочный 4. Критичный Легковерный Глупый Остроумие 5Изобретателен Подражание Трафаретность Любознательность 6. Наблюдателен Неуправляем Ненаблюдателен 7. Заинтересован Неустойчив Нс заинтересован 8. Увлечен Импульсивен Равнодушен Наблюдения на интегрированных уроках показали, что дети экспериментальных групп обладают любознательностью, логичностью, понятливостью, заинтересованностью и активным восприятием (см. приложение 9). Приложение состоит из пяти таблиц по первым, вторым и третьим классам. Из табличных данных исследования причин высокого, среднего и низкого уровня творческой деятельности среди первых классов можно заключить следующее: 1 «В» преобладает средний уровень, 1 «Б» высокий уровень, 1 «Л» высокий уровень. Дети во всех классах обладают развитой речью, 157 ^ эмоционально восприимчивы, любят рисовать, среди любимых предметов выбраны рисование, математика, музыка. Главным мотивом учения они выбрали подражание учителю, который им нравится и многому их научит. В качестве иллюстрации приведем расчет параметров, используемый нами при составлении заданий контрольных срезов [101] и табличных данных. Например, в 1 «А» классе (см. приложение 9) 25 учащихся 100%, 12 детей справились с заданием, мы вычисляем это в процентном соотношении: 25 100% (12 * 100) : 25 = 48% . _ • 1 2 Х % Х = 48% Итак, 48% учащихся справились с заданием контрольного среза. По указанной формуле рассчитывались выбранные параметры качества знаний для контрольных срезов, результаты сводились в таблицы и строились графики. Сравнивая табличные данные первого и третьего года экспериментального обучения (таблицы 6 и 7) в экспериментальных группах одних и тех же учащихся 1 “А” и 3 “А” наглядно видно, что у детей значительно обогатился словарный запас, выросла техника чтения, обогатилась речь, появилась положительная мотивация к учению. Повысился интерес к творческим заданиям, сочинению, исполнению песен, слушанию и анализу музыки. Им нравится работать с творческой тетрадью «Музыка и чтение», и они хотят продолжать обучаться по творческим тетрадям в четвертом классе. Анкетные данные показали, что учащимся очень нравится работать с нашим пособием (см. приложение 4), оно экономит время при выполнении творческих заданий в школе и дома, знакомит с приемами стихосложения, дает информацию по грамотному чтению. Наблюдения за изменением познавательной активности учащихся на уроках осуществлялись в каждом классе. Выполненный анализ проведенных уроков 158 показал следующее: преобладающей является поисково-познавательная деятельность учащихся в 1 «А», 1 «В», 2 «А», 3 «А» экспериментальных классах. Очевидно, что уроки, содержащие вопросы учителя и ответы учащихся, носят активно-ассоциативный характер. Например, на уроке в третьем классе перед изучением темы «Моё настроение и погода» учитель ставит учащимся ряд вопросов по уже изученным темам: по чтению «Русские писатели о природе» и по музыке — «Картины природы в музыке» (по программе 1-1У Г.С. Ригиной третья четверть, тема IV), для того, чтобы затем перейти к изучению нового материала. Вот примерные вопросы: 1) Что такое колорит? 2) Как вы его представляете в прослушанных сочинениях? 3) Какие из знакомых инструментов наиболее соответствуют колориту, звуковой окраске, тембру прослушанной пьесы. 4) Какое настроение вызывают стихи о лесе? 5) Какие краски вы бы использовали для написания картины волшебного леса, если бы были художниками? 6) Найдите слова, которые могли бы передать трепетность от свежести раннего утра к солнечному, радостному дню (дети пользуются словариком эпитетов, составленным на предыдущих занятиях). В соответствии с этими вопросами школьники не только воспроизводят полученные знания и действия, которые выполняли ранее, но и ведут поиск выразительных эпитетов при описании природы, что помогает развитию у детей способности эстетического сопереживания. При этом учитель оптимизирует воображение детей, помогает найти яркие адекватные эпитеты. При изучении нового материала большинство уроков строилось так, чтобы они способствовали не только усвоению готовых знаний, но и отличались следующими факторами: |