Проверяемый текст
Моторина Людмила Николаевна. Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами межпредметной интеграции (Диссертация 2004)
[стр. 159]

«Зимняя пляска».
Учитель поет и показывает движения.
Дети подпевают и вслед за учителем делают все движения.
В содержание занятий по желанию детей были включены разнохарактерные песни, которые они могли слушать в исполнении учителя, в записи, а также петь сами.
Музыкальный материал подбирался нами в соответствии с темами литературных произведений.
1.
«Буквы бывают разные», песни «Марш букв», «Алфавит».

2.
«Волшебница-зима», пьесы «Дед-Мороз» Р.
Шумана, «Зима» П.И.
Чайковского и т.д.
Слушая музыку и работая с литературным текстом, дети учились анализировать произведение с помощью наших вопросов.
Практика показала, что продуманные вопросы учителя способствуют активности учащихся, так как
задание сравнить музыкальный образ и литературный (например, стихотворение «Жаворонок» А.К.
Толстого и «Песня жаворонка» П.И.
Чайковского) заставляет более внимательно вслушиваться в музыку и делает интересным процесс выразительного чтения литературного произведения.
Поэтому, прием свободного и развернутого высказывания своего мнения о музыкальном произведении позволил не ограничивать детей в рассуждениях.
Веселые стихи, забавные задания, вошедшие в творческую тетрадь, помогли ученику освоить важнейшие законы искусства слова и звуков.
В тетради можно было писать, рисовать, играть с метафорами и олицетворениями.
По анкетным данным всем учащимся экспериментальных групп в 1 «А», 1 «В», 2 «А», 3 «А» классах понравилось работать с творческой тетрадью (см.
фотоприложение 4).
К концу учебного года учащиеся освоили ряд понятий.
Среди множества понятий нами выделялись ключевые, выполняющие роль общего знаменателя для музыки и детского литературного чтения.
Они были доступны для усвоения младшими школьниками и соответствовали программным требованиям.
Последовательность обращения к тем или иным терминам
продиктовывалась конкретным содержанием занятия, его методической направленностью и степенью подготовленности к нему учеников.
Перечень ключевых понятий мы
[стр. 160]

160 Тхабисимова "Синан", "Мой аул" и лирические напевные произведения Д.
Натхо, Г.
Чич, Ч.
Анзарокова, наполненные танцевальными ритмами сочинения Р.
Сиюхова, В.
Анзарокова, Ю.
Чирга и др.
Дети выполняют творческие задания с удовольствием, озвучивая картины, иллюстрации к рассказам, стихам, сказкам.
Суть подобных творческих заданий состоит в том, чтобы помимо выдумывания, фантазии, припоминания текстов по чтению или песен, иллюстрирующая музыку речь была действенной.
Задание сопрягает речевую и познавательную активность, а также тренирует у слушателей точность зрительских оценок.
Объединение литературного и музыкального материала строилось на единстве яркого образа, отвечающего теме занятий и помогающего обобщить свои жизненные наблюдения.
На интегрированных уроках детской литературы и музыки дети учились слушать и различать особенности стиха, прозы, сказки, песни, танца, марша.
Это и жизнерадостная песня «Вместе весело шагать» (муз.
В.Шаинского, сл.
М.Матусовского), и задорная французская песня танец «Утята», которую учитель может использовать как физкультурную минутку.
Такие музыкальные паузы учащиеся просили проводить на каждом уроке.
В пособии они представлены следующими номерами: «Два веселых гуся», «Зимняя пляска».
Учитель поет и показывает движения.
Дети подпевают и вслед за учителем делают все движения.
В содержание занятий по желанию детей были включены разнохарактерные песни, которые они могли слушать в исполнении учителя, в записи, а также петь сами.
Музыкальный материал подбирался нами в соответствии с темами литературных произведений.
1.
«Буквы бывают разные», песни «Марш букв», «Алфавит»
Р.
Паулса.
2.
«Волшебница-зима», пьесы «Дед-Мороз» Р.
Шумана, «Зима» П.И.
Чайковского и т.д.
Слушая музыку и работая с литературным текстом, дети учились анализировать произведение с помощью наших вопросов.
Практика показала, что продуманные вопросы учителя способствуют активности учащихся, так как


[стр.,161]

161 задание сравнить музыкальный образ и литературный (например, стихотворение «Жаворонок» А.К.
Толстого и «Песня жаворонка» П.И.
Чайковского) заставляет более внимательно вслушиваться в музыку и делает интересным процесс выразительного чтения литературного произведения.
Поэтому прием свободного и развернутого высказывания своего мнения о музыкальном произведении позволил не ограничивать детей в рассуждениях.
Веселые стихи, забавные задания, вошедшие в творческую тетрадь, помогли ученику освоить важнейшие законы искусства слова и звуков.
В тетради можно было писать, рисовать, играть с метафорами и олицетворениями.
По анкетным данным всем учащимся экспериментальных групп в 1 «А», 1 «В», 2 «А», 3 «А» классах понравилось работать с творческой тетрадью (см.
фотоприложение 4).
К концу учебного года учащиеся освоили ряд понятий.
Среди множества понятий нами выделялись ключевые, выполняющие роль общего знаменателя для музыки и детского литературного чтения.
Они были доступны для усвоения младшими школьниками и соответствовали программным требованиям.
Последовательность обращения к тем или иным терминам
определяется конкретным содержанием занятия, его методической направленностью и степенью подготовленности к нему учеников.
Перечень ключевых понятий мы
представили в алфавитном порядке, но это не означает адекватный порядок их изучения.
Они рассматривались на занятиях с разных точек зрения, в различных аспектов, подходах, позициях.
Ключевые понятия.
Автор.
Восприятие.
Выразительность.
Гармония.
Драма.
Жанры искусства (музыка, живопись, литература, театр, кино).
Замысел.
Искусство.
Изобразительность.
Интонация.
Композиция.
Контраст.
Лирика.
Лад.
Народное творчество.
Образ.
Произведение.
Ритм.
Творчество.
Тема.
Форма.
Эпос.
При раскрытии ключевых понятий большую значимость приобретает дальнейшая работа с данным понятийным аппаратом, поскольку специфика

[Back]