Проверяемый текст
Моторина Людмила Николаевна. Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами межпредметной интеграции (Диссертация 2004)
[стр. 22]

В.А.
Сухомлинский отмечал: «Творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, добытые раньше, становятся средством познания, освоения и преобразования мира» [169; 609].
Расположенность к творчеству выступает отличительной чертой детского возраста, в том числе и младшего школьного.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе ( Б.Л.
Яворский, А.Н.
Лук,
Д.Б.
Богоявленская и др.) представлен подход к творчеству как способности выходить за пределы заданной ситуации, раскрывается сущность метода исследования и диагностика креативности.
По Э.
Фромму,
креативность это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Таким образом, критерием творчества является не качество результата, а познавательная деятельность, активизирующая творческую продуктивность.
В процессе обучения учитель воздействует на ученика, осуществляя управление его учением.
При оптимальном управлении эти внешние воздействия учителя должны согласовываться с внутренними стремлениями и действиями учащегося.
При этом процесс управления осуществляется через средства активизации учения.
Среди основных средств активизации в педагогике выделяются: целевая установка урока и его этапов; вычленение главного содержания, подлежащего усвоению на данном этапе урока; установка на запоминание и контроль за ходом усвоения знаний.
Таким образом,
изучение дидактических условий активизации школьников на уроке, следующие: -специальная организация действий учащихся по подготовке к восприятию знаний; -приёмы, обеспечивающие формирование познавательного мотива; -приёмы организации деятельности по усвоению новых знаний; -самостоятельная деятельность, самоконтроль;
[стр. 24]

познавательной активности учащегося зависит от окружения, в котором он находится: благоприятный психологический климат стимулирует познавательную активность внимание, память, мышление [175; 21].
В нашем исследовании мы разделяем мнение тех ученых ([32], [95], [201]), которые считают, что процесс усвоения знаний организуется не передачей знаний от учителя к ученику: знания нельзя вложить или взять.
Активность ученика определяет границу учебного процесса: все, что не опосредовано деятельностью ребенка, не включено в качестве составляющих в процесс самостоятельности, собственно к обучению не принадлежит.
Условия для самообучения создаются педагогами.
Детскому сознанию противостоит многопредметная область с различным типом языковой организации.
Учитель создает необходимые условия для развития мышления в целостную образовательную систему.
Стимулируя познавательную активность учащихся в процессе познавательной деятельности, мы развиваем его мышление.
Овладев знаниями, ученик сможет не только осваивать окружающий мир, но и одновременно развивать свои творческие способности, своё сознание.
Поэтому необходимо современное обучение сделать таким, чтобы ученик сегодня мог решать задачи творчески.
Концепция такого развития учащихся начальных классов базируется на систематическом накоплении знаний и опыта через общение с учителем, общение с книгой, искусством, природой, то есть через создание творческой атмосферы.
В.А.
Сухомлинский отмечал: «Творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, добытые раньше, становятся средством познания, освоения и преобразования мира» [169; 609].
Расположенность к творчеству выступает отличительной чертой детского возраста, в том числе и младшего школьного.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе (Б.Л.
Яворский[196], А.Н.
Лук
[107], Д.Б.
Богоявленская [34] и др.) представлен подход к творчеству как способности выходить за пределы заданной ситуации.
Раскрывается сущность


[стр.,25]

25 метода исследования и диагностика креативности.
По Э.
Фромму
[199], креативность это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Таким образом, критерием творчества является не качество результата, а познавательная деятельность, активизирующая творческую продуктивность.
В процессе обучения учитель воздействует на ученика, осуществляя управление его учением.
При оптимальном управлении эти внешние воздействия учителя должны согласовываться с внутренними стремлениями и действиями учащегося.
При этом процесс управления осуществляется через средства активизации учения.
Среди основных средств активизации в педагогике выделяются: целевая установка урока и его этапов; вычленение главного содержания, подлежащего усвоению на данном этапе урока; установка на запоминание и контроль за ходом усвоения знаний.
Таким образом,
дидактические условия активизации школьников на уроке, следующие: -специальная организация действий учащихся по подготовке к восприятию знаний; -приёмы, обеспечивающие формирование познавательного мотива; -приёмы организации деятельности по усвоению новых знаний; -самостоятельная деятельность, самоконтроль; -контроль за обеспечением активности школьников при усвоении знаний.
В управлении процессом учения (М.Н.
Скаткин [163], А.М.
Матюшкин [114], Т.В.
Кудрявцев [96]) различают две формы, которые имеют отличия в степени познавательной активности.
Первая из них предполагает регламентированную деятельность ученика, причём система действий учащегося подаётся ему в готовом виде.
Сюда входит и алгоритмизированное обучение.
Структура учебной деятельности в психолого-педагогической литературе представлена совокупностью компонентов: учебная задача.

[Back]