Проверяемый текст
Моторина Людмила Николаевна. Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами межпредметной интеграции (Диссертация 2004)
[стр. 44]

повседневные ситуации.
Например, в живописи это не просто цвет, а цвет моря, неба, простора.
В музыке это не абстрактное сочетание звуков, а мелодия, вызывающая у человека какие-то ассоциации и через них то или иное переживание.
«Искусство, отмечает Л.С.
Выготский, есть скорее организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» [51; 43].
Очевидно, что искусство имеет большое значение в активизации учебнопознавательной активности учащихся младших классов.
Обращая внимание на красоту и художественные особенности музыкальных, литературных произведений, учителю необходимо вызывать у детей эмоциональноэстетические переживания, приучать их к сравнению различных произведений искусства, побуждать высказывать свое мнение о том, какие из произведений им нравятся, какая музыкальная мелодия, по их мнению, интереснее.
Отсюда возникает необходимость в организации и обогащении восприятия, в ознакомлении учащихся с различными видами и жанрами искусства.
Воспринимая и сравнивая произведения, учащиеся вырабатывают оценочное мнение, дают качественную характеристику произведения искусства, учатся отличать высокохудожественные образцы от примитивных
поделок.
Такая работа должна начинаться в начальных классах и активно осуществляться при обучении
родного языка, при изучении доступных для ребят этого возраста литературных, музыкальных произведений, на уроках рисования, природоведения и др.
Важно заметить, что эффективность учения зависит от того, в какой форме оно организуется.
Поэтому основная тенденция в совершенствовании организационных форм обучения в педагогике связывается с индивидуальным подходом, в основе которого лежит учёт реальных учебных возможностей учащихся, с целью активизации познавательной деятельности и включает в себя следующие положения:
[стр. 46]

деятельности процесс постоянной передачи выполнения элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без вмешательства учителя» [195].
Анализируя передовой опыт и специальные исследования, необходимые для реализации наших идей (В.Н.
Шацкой [70], Н.Л.
Гродзенской [63], ЕЛ.
Гембицкой [59], Л.П.
Ильенко [82] и др.), важно отметить, что дети легко откликаются на различные творческие задания.
Они могут импровизировать на заданный или придуманный ими же самими словесный образ (так называемые вокальные импровизации); могут создавать ритмические и мелодические импровизации на музыкальных инструментах; инсценировать (организовывать игру-драматизацию) песню или инструментальную пьесу изобразительного характера.
Активная познавательная деятельность может проявляться в своеобразии ответов, в стремлении самому задавать вопросы учителю и содержаться в собственных предложениях о характере исполнения музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказе о музыкеу услышанной как на уроке, так и вне школы.
Очевидно, что искусство имеет большое значение в активизации учебно-познавательной активности учащихся младших классов.
Обращая внимание на красоту и художественные особенности музыкальных, литературных произведений, учителю необходимо вызыватьу детей эмоционально-эстетические переживания, приучать их к сравнению различных произведений искусства, побуждать высказывать свое мнение о том, какие из произведений им нравятся, какая музыкальная мелодия, по их мнению, интереснее.
Отсюда возникает необходимость в организации и обогащении восприятия, в ознакомлении учащихся с различными видами и жанрами искусства.
Воспринимая и сравнивая произведения, учащиеся вырабатывают оценочное мнение, дают качественную характеристику произведения искусства, учатся отличать высокохудожественные образцы от примитивных


[стр.,47]

поделок.
Такая работа должна начинаться в начальных классах и активноосуществляться при обучении
родному языку, при изучении доступных для ребят этого возраста литературных, музыкальных произведений, на уроках рисования, природоведения и др.
Таким образом, обучение понимается как целенаправленный педагогический процесс организации и стимуляции активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками при ведущих задачах, среди которых необходимо назвать следующие: стимулирование познавательной активности учащихся (потребностей, мотивов, интересов); организация учебно-познавательной деятельности; развитие творческих способностей, творческого мышления и т.д.; формирование самообразования, потребности в творчестве.
Важно заметить, что эффективность учения зависит от того, в какой форме оно организуется.
Поэтому основная тенденция в совершенствовании организационных форм обучения в педагогике связывается с индивидуальным подходом, в основе которого лежит учёт реальных учебных возможностей учащихся, с целью активизации познавательной деятельности и включает в себя следующие положения:
доминирующая познавательная мотивация у творческого ребенка выступает в форме исследовательской активности, что выражается в его высокой избирательности по отношению к новому исследованию; основным генератором творческого развития ребенка является проблемное обучение,, которое обеспечивает постоянную открытость новому и заставляет ставить свои вопросы, применять соответствующие методы в нахождении решения поставленной задачи; -оригинальность составляет непременный элемент творчества, выражая степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди прочих.

[Back]