Проверяемый текст
Моторина Людмила Николаевна. Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами межпредметной интеграции (Диссертация 2004)
[стр. 80]

Интегрированные уроки имеют определённые преимущества: повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, способствуют формированию целостной картины мира, развивают устную речь, способствуют развитию музыкальных и художественных умений и навыков, позволяют систематизировать знания, обладают большой информативной ёмкостью.
Поэтому при разработке уроков по гуманитарным предметам необходимо учитывать, что любая тема имеет внутреннюю интеграцию, которая включает в себя историю культуры, историю наук, технического прогресса, театра как синтеза искусств, музыки, литературы, живописи и так далее.
Следовательно, в содержание интегрированного курса могут включаться не только материалы, отражённые в учебных программах,
но и дополнительный материал, то есть осуществляется интеграция как на межпредметной основе, так и внутри предметной.
Принципы дидактики определяют отбор учебного материала по каждому предмету искусства, их сочетание, использование того или иного метода, приёма объяснения содержания учебного материала с точки зрения его доступности, наглядности, жизненности, практической и воспитательной направленности.
При этом следует подчеркнуть, что в процессе обучения по интегрированному курсу предметов искусств активизируется познавательная деятельность школьников через насыщение эмоционального отклика на художественный образ.
Музыкальный образ произведения использование усиления комплекса выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием.
Мелодия ярко воссоздает основную мысль.
Развитие музыкального
образа происходит за счет обогащения его различными элементами музыкальной речи: лад, гармония, ритм, темп, динамика, структура, форма произведения.
Сочетание выразительных средств музыки с поэтическим словом (в песне, в опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектакле) делает музыкальный образ более конкретным и понятным.
[стр. 64]

Дидактические принципы определяют отбор учебного материала по каждому виду искусства, их сочетание, использование методов, приёмов объяснения содержания учебного материала с точки зрения его доступности, наглядности, жизненности, практической и воспитательной направленности.
В процессе активного обучения школьников интегрированному курсу предметов искусства развиваются слуховое восприятие, образное' и.
ассоциативное мышление, познавательный интерес, эмоциональный отклик, эстетический вкус, наблюдательность, вырастает потребность видеть и создавать прекрасное.
Вопросам моделирования педагогических процессов посвящены работы Ю.К.
Бабанского [19], В.П.
Беспалько [32], М.Р.
Кудаева [95], Ю.С.
Тюнникова [179] и др..
В них моделирование определяется как «метод познавательной и управленческой деятельности», который позволяет адекватно и целостно отразить в модельных представлениях важнейшие качества и компоненты системы, получить информацию о её прошлом, настоящем и будущем состоянии, возможностях и условиях построения, функционирования и развития [179; 16].
В качестве средства решения и метода анализа педагогических процессов моделирование использовано в диссертационных исследованиях Н.А.
Ранневой [155], Н.Г.
Куприной [98], М.Н.
Апиш [11] и др.
Обобщая вышесказанное, мы пришли к выводам: организация обучения связана с триединой целью обучающей, развивающей, воспитательной и направлена не только на овладение учащимися знаниями, но и на развитие познавательной активности.
Под познавательной активностью в науке понимаются психологические свойства личности, которые выступают как результат ее творческих способностей, творческого опыта, потребности в творчестве.
Они и будут главным условием успеха личности в области труда и познавательной деятельности.


[стр.,84]

84 1.
Организационный момент.
2.
Повторение.
3.
Введение новой лексики.
4.
Релаксация.
5.
Рефлексия.
Интегрированные уроки имеют определённые преимущества: повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, способствуют формированию целостной картины мира, развивают устную речь, способствуют развитию музыкальных и художественных умений и навыков, позволяют систематизировать знания, обладают большой информативной ёмкостью.
Поэтому при разработке уроков по гуманитарным предметам необходимо учитывать, что любая тема имеет внутреннюю интеграцию, которая включает в себя историю культуры, историю наук, технического прогресса, театра как синтеза искусств, музыки, литературы, живописи и так далее.
Следовательно, в содержание интегрированного курса могут включаться не только материалы, отражённые в учебных программах,
по и дополнительный материал, то есть осуществляется интеграция как на межпредметной основе, так и внутри предметной.
Принципы дидактики определяют отбор учебного материала по каждому предмету искусства, их сочетание, использование того или иного метода, приёма объяснения содержания учебного материала с точки зрения его доступности, наглядности, жизненности, практической и воспитательной направленности.
При этом следует подчеркнуть, что в процессе обучения по интегрированному курсу предметов искусств активизируется познавательная деятельность школьников через насыщение эмоционального отклика на художественный образ.
Музыкальный образ произведения использование усиления комплекса выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием.
Мелодия ярко воссоздает основную мысль.
Развитие музыкального


[стр.,85]

85 образа происходит за счет обогащения его различными элементами музыкальной речи: лад, гармония, ритм, темп, динамика, структура, форма произведения.
Сочетание выразительных средств музыки с поэтическим словом (в песне, в опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектакле) делает музыкальный образ более конкретным и понятным.

Многие музыковеды такие, как Б.В.
Асафьев [16], Е.В.
Назайкинский [128], В.А.
Васина-Гроссман [44] и другие, в своих работах пишут о сходстве словесной и музыкальной речи.
Сходство это и в интонациях, и в движении, и в членении этого движения (паузы, фразы, предложения).
Интонационная природа музыки, ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы все это роднит музыкальную и словесную речь.
Непосредственно с музыкальным образом, выраженным при помощи комплекса художественных средств, связаны понятия выразительности и изобразительности в музыке.
«Не может быть художественного образа без внешней конкретизации его содержания, выступающего в красках, формах, линиях и звуках» (Ю.А.
Кремлев [94; 10]).
В музыкальном произведении настроения грусти или радости всегда внешне оформлены в интонации, в ритме, в гармонии, т.е.
существует тесная связь выразительной функции искусства.
Например, слушая фрагмент из балета «Золушка» С.
Прокофьева, первоклассники не скажут, что «часы» добрые, потому что они предупреждают Золушку.
Такой вывод идет от текста, но в музыке нечто другое: размеренное, лишенное живогоначала, почти механическое движение воспринимается как образ неумолимого рока, разрушающего хрупкое счастье героев.
Разработка ситуаций, побуждающих детей к эмоциональным проявлениям, открывает новые возможности для управления эмоциями, которые не только регулируют познавательную деятельность, но и способны активизировать и формировать ее мотивы.
Этому посвящены работы ученых: Л.И.
Божович [38], И.А.
Васильева [43], П.М.
Якобсона [197], В.К.
Вилюнаса

[Back]