Проверяемый текст
Моторина Людмила Николаевна. Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами межпредметной интеграции (Диссертация 2004)
[стр. 81]

Многие музыковеды, такие как Б.В.
Асафьев, Е.В.
Назайкинский, В.А.
Васина-Гроссман и другие в своих работах пишут о сходстве словесной и музыкальной речи.
Сходство это и в интонациях, и в движении, и в членении этого движения (паузы, фразы, предложения).
Интонационная природа музыки, ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы все это роднит музыкальную и словесную речь.
Непосредственно с музыкальным образом, выраженным при помощи комплекса художественных средств, связаны понятия выразительности и изобразительности в музыке.
«Не может быть художественного образа без внешней конкретизации его содержания, выступающего в красках, формах, линиях и звуках»[90;10].

В музыкальном произведении настроения грусти или радости всегда внешне оформлены в интонации, в ритме, в гармонии, т.е.
существует тесная связь выразительной функции искусства.
Например, слушая фрагмент из балета «Золушка» С.
Прокофьева, первоклассники не скажут, что «часы» добрые, потому что они предупреждают Золушку.
Такой вывод идет от текста, но в музыке нечто другое: размеренное, лишенное живого начала, почти механическое движение воспринимается как образ неумолимого рока, разрушающего хрупкое счастье героев.

Музыка рисует живые картины.
Нарисованная картина неподвижна, а музыка само движение.
Музыка словно подражает звукам окружающего мира: пению птиц, топоту копыт....
Но, подражая, она по-своему переосмысливает их.
Воображение у ребят младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и музыку они слушают с удовольствием.
Не нужно навязывать ребенку свою трактовку произведения.
Но надо умело направлять его восприятие музыки, его воображение, его творческую фантазию.
Учащимся трудно, но и и увлекательно находить изобразительный и словесный образ, адекватный в музыке, через литературу, поэзию, живопись.
Дети интуитивно выходят на это, тем более, если сам учитель показывает пример такого творческого поиска или
[стр. 85]

85 образа происходит за счет обогащения его различными элементами музыкальной речи: лад, гармония, ритм, темп, динамика, структура, форма произведения.
Сочетание выразительных средств музыки с поэтическим словом (в песне, в опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектакле) делает музыкальный образ более конкретным и понятным.
Многие музыковеды такие, как Б.В.
Асафьев [16], Е.В.
Назайкинский [128], В.А.
Васина-Гроссман [44] и другие, в своих работах пишут о сходстве словесной и музыкальной речи.
Сходство это и в интонациях, и в движении, и в членении этого движения (паузы, фразы, предложения).
Интонационная природа музыки, ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы все это роднит музыкальную и словесную речь.
Непосредственно с музыкальным образом, выраженным при помощи комплекса художественных средств, связаны понятия выразительности и изобразительности в музыке.
«Не может быть художественного образа без внешней конкретизации его содержания, выступающего в красках, формах, линиях и звуках»
(Ю.А.
Кремлев [94; 10]).
В музыкальном произведении настроения грусти или радости всегда внешне оформлены в интонации, в ритме, в гармонии, т.е.
существует тесная связь выразительной функции искусства.
Например, слушая фрагмент из балета «Золушка» С.
Прокофьева, первоклассники не скажут, что «часы» добрые, потому что они предупреждают Золушку.
Такой вывод идет от текста, но в музыке нечто другое: размеренное, лишенное живогоначала, почти механическое движение воспринимается как образ неумолимого рока, разрушающего хрупкое счастье героев.

Разработка ситуаций, побуждающих детей к эмоциональным проявлениям, открывает новые возможности для управления эмоциями, которые не только регулируют познавательную деятельность, но и способны активизировать и формировать ее мотивы.
Этому посвящены работы ученых: Л.И.
Божович [38], И.А.
Васильева [43], П.М.
Якобсона [197], В.К.
Вилюнаса

[Back]