она видит пользу не в том, чтобы дети учили произведения наизусть, а в том, чтобы они очень твердо его знали, а для этого требуется постоянное повторение. Несомненно, повторение необходимый путь для закрепления в памяти детей прослушанной музыки, литературного произведения. Данный прием способствует тому, чтобы дети младшего школьного возраста хорошо знали, запоминали произведения, которые они изучают в начальной школе. В результате систематического слушания музыки, заучивания наизусть стихов, пересказа прочитанного, твердого знания ряда художественных произведений закладывается основа для развития, восприятия и формирования художественного вкуса детей. У них появляется потребность, желание слушать музыку, любовь к ней; сочинять мелодии к стихам, размышлять о ней, осмысливать музыкально-литературные образы. Эта идея проводится в диссертационном исследовании А.Б. Шевцовой «Использование музыки композиторов Карачаево-Черкесии на уроках русского языка в пятом классе (в процессе работы по развитию связной устной речи)». Здесь выявлены возможные условия и место использования музыкальных произведений в сложившейся методической системе развития речи. Заслуживает внимания разработанная программа и специальная методика для формирования у детей необходимых для музыкальных впечатлений речевых умений и одновременно обеспечение и включение пятиклассников в музыкальную этнокультурную традицию народов Карачаево-Черкесии. Особый интерес в контексте нашего исследования вызывает содержание программы, которая предусматривает взаимосвязь с уроками музыки, литературы и изобразительного искусства. Межпредметный характер программы обусловлен психологическими основами формирования умения создавать высказывание о музыкальных впечатлениях, а именно тесной взаимосвязью процессов восприятия музыки и осмысления музыкального |
88 различные виды устного (словесного) рисования; письменные сочинения (отзыв о кинофильме, спектакле и т.д.). Все это многообразие дастся учащимся практическими способами. Материал для сочинений, бесед, дневников дают организованные школьные наблюдения на уроках чтения, музыки, экскурсиях, спектаклях, выставках. Развивать связную речь школьников означает следующее: привить им умения и навыки учебно-познавательной деятельности; У осмыслить тему, выделить ее; собирать материал, отбирать то, что относился к теме, и отбрасывать второстепенное; уметь располагать материал, строить сочинение по плану; исправлять, совершенствовать написанное. Нельзя не согласиться с наблюдениями ученых Н.Л. Гродзенской [63], Г.И. Беленького [28], Дж. Брунера [39], Н.Ф. Виноградовой [47], В.Н. Зайцева [75] и других: для того, чтобы дети научились понимать произведения музыки и литературы, они должны быть ими хорошо усвоены. Причем, самые яркие впечатления детства становятся основополагающими в активизации учебнопознавательной деятельности. Уместно провести сравнение между заучиванием наизусть стихов и заучиванием музыкального произведения. А.Д. Артоболевская [15] писала, что она видит пользу не в том, чтобы дети учили произведения наизусть, а в том, чтобы они очень твердо его знали, а для этого требуется постоянное повторение. Несомненно, повторение необходимый путь для закрепления в памяти детей прослушанной музыки, литературного произведения. Данный прием способствует тому, чтобы дети младшего школьного возраста хорошо знали, запоминали произведения, которые они изучают в начальной школе. В результате систематического слушания музыки, заучивания наизусть стихов, пересказа прочитанного, твердого знания ряда художественных произведений закладывается основа для развития, восприятия и формирования 89 художественного вкуса детей. У них появляется потребность и желание слушать музыку, размышлять о ней, стремление сочинять мелодии к стихам, осмысливать музыкально-литературные образы. Эта идея проводится в диссертационном исследовании А.Б. Шевцовой [192] «Использование музыки композиторов Карачаево-Черкесии на уроках русского языка в пятом классе (в процессе работы по развитию связной устной речи)». Здесь выявлены возможные условия и место использования музыкальных произведений в сложившейся методической системе развития речи. Заслуживает внимания разработанная программа и специальная методика для формирования у детей необходимых для музыкальных впечатлений речевых умений и одновременно обеспечение и включение пятиклассников в музыкальную этнокультурную традицию народов Карачаево-Черкесии. Особый интерес в контексте нашего исследования вызывает содержание программы, которая предусматривает взаимосвязь с уроками музыки, литературы и изобразительного искусства. Межпредметный характер программы обусловлен психологическими основами формирования умения создавать высказывание о музыкальных впечатлениях, а именно тесной взаимосвязью процессов восприятия музыки и осмысления музыкального образа. Из выбранных приемов и методов можно отмстить анализ содержания, экскурсию, лингвистический эксперимент и речевую ситуацию. Особое внимание уделено разнообразным упражнениям, включающим интересные, на наш взгляд, виды деятельности: 1) задания аналитического характера по готовому тексту на музыкальную тему; 2) задание на переработку готового текста с целью совершенствования его содержания, структуры, речевого оформления; 3) задания, требующие создания собственного текста или его фрагментов. |