Из выбранных приемов и методов можно отметить анализ содержания, экскурсию, лингвистический эксперимент и речевую ситуацию. Особое внимание уделено разнообразным упражнениям, включающие интересные, на наш взгляд, задания: 1) аналитического характера по готовому тексту на музыкальную тему; 2) задание на переработку готового текста с целью совершенствования его содержания, структуры, речевого оформления; 3) задания, требующие создания собственного текста или его фрагментов. Литература и музыка развивают образное мышление на основе восприятия произведения. Они развивают эмоции, которые являются фундаментом развития сознания младшего школьника. Для младшего школьного возраста характерно ассоциативное мышление. В.Н. Лямина [106] в своей практической работе отмечает, что знание ассоциация, а система знаний система ассоциаций. Межпредметные ассоциации — высшая ступень умственной деятельности. Они объединяют разные системы знаний, обобщают их, дают возможность познать окружающий мир в его многообразии. В исследовании Л.В. Куриленко [95] отмечается, что в литературном и музыкальном искусстве язык звука и слова выступает в качестве образной информации чувств познания. Совокупность этих языков различна в знаковых системах и способе передачи информации. Данная связь заключается в изучении общих объектов — человека и общества, в котором он живет. Их общность и в методах изучения окружающего мира в ассоциативном анализе и эстетической оценке. Именно поэтому эти два предмета музыка и литература имеют приоритет над другими дисциплинами школьного курса в интеграционном аспекте. Анализ особенностей образовательного процесса при интеграции таких учебных предметов, как музыка и чтение, позволил выделить основные вопросы необходимость разработки нового содержания, тематического планирования интегрированного курса «Музыка и детское литературное |
89 художественного вкуса детей. У них появляется потребность и желание слушать музыку, размышлять о ней, стремление сочинять мелодии к стихам, осмысливать музыкально-литературные образы. Эта идея проводится в диссертационном исследовании А.Б. Шевцовой [192] «Использование музыки композиторов Карачаево-Черкесии на уроках русского языка в пятом классе (в процессе работы по развитию связной устной речи)». Здесь выявлены возможные условия и место использования музыкальных произведений в сложившейся методической системе развития речи. Заслуживает внимания разработанная программа и специальная методика для формирования у детей необходимых для музыкальных впечатлений речевых умений и одновременно обеспечение и включение пятиклассников в музыкальную этнокультурную традицию народов Карачаево-Черкесии. Особый интерес в контексте нашего исследования вызывает содержание программы, которая предусматривает взаимосвязь с уроками музыки, литературы и изобразительного искусства. Межпредметный характер программы обусловлен психологическими основами формирования умения создавать высказывание о музыкальных впечатлениях, а именно тесной взаимосвязью процессов восприятия музыки и осмысления музыкального образа. Из выбранных приемов и методов можно отмстить анализ содержания, экскурсию, лингвистический эксперимент и речевую ситуацию. Особое внимание уделено разнообразным упражнениям, включающим интересные, на наш взгляд, виды деятельности: 1) задания аналитического характера по готовому тексту на музыкальную тему; 2) задание на переработку готового текста с целью совершенствования его содержания, структуры, речевого оформления; 3) задания, требующие создания собственного текста или его фрагментов. 90 Литература и музыка развивают образное мышление на основе восприятия произведения. Они развивают эмоции, которые являются фундаментом развития сознания младшего школьника. Для младшего школьного возраста характерно ассоциативное мышление. В.Н. Лямина [ПО] в своей практической работе отмечает, что знание ассоциация, а система знаний система ассоциаций. Межпредметные ассоциации высшая ступень умственной деятельности. Они объединяют разные системы знаний, обобщают их, дают возможность познать окружающий мир в его многообразии. В исследовании Л.В. Куриленко [99] отмечается, что в литературном и музыкальном искусстве язык звука и слова выступает в качестве образной информации чувств познания. Совокупность этих языков различна в знаковых системах и способе передачи информации. Данная связь заключается в изучении общих объектов человека и общества, в котором он живет. Их общность и в методах изучения окружающего мира в ассоциативном анализе и эстетической оценке. Именно поэтому эти два предмета музыка и литература имеют приоритет над другими дисциплинами школьного курса в интеграционном аспекте. Анализ особенностей образовательного процесса при интеграции таких учебных предметов, как музыка и чтение, позволил выделить основные вопросы необходимость разработки нового содержания, тематического планирования интегрированного курса «Музыка и детское литературное чтение», а также форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Это можно конкретизировать в виде проблемных задач следующим образом: обновление содержания образования без дополнительной нагрузки, за счет изменения педагогических технологий на основе интеграции; |