способствовать создание и распространение поддерживающих их компьютерных технологий [74; 147; 150; 180; 239; 44; 166]. К таким программам, в частности, относится используемая нами экспертная система Expert Decide версии 2.2, основанная на алгоритмах МАИ и специально предназначенная для проведения опроса групп экспертов в интерактивном режиме. Для обоснования данного выбора обратимся к анализу понятий в области теории принятия решений; основываясь при этом на изложении данного вопроса в работах [104; 219]. Под принятием решений принято понимать особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действий [104]. В общем случае в процессе принятия решения люди могут играть разные роли: лицо, принимающее решение (ЛИР); владелец проблемы; участник активной группы; член группы, принимающий согласованные решения; эксперт; консультант по принятию решений; помощник ЛПР. Поведение человека в задачах принятия решения имеет специфику, определяемую характеристиками человеческой системы переработки информации. Для понимания особенностей и механизма выполнения перечисленных ролей рассмотрим понятия и концепции изучающей эти характеристики когнитивной психологии, где принято различать три основных этапа переработки информации в памяти человека: получение информации из внешнего мира (кодирование), сохранение информации в памяти (хранение) и получение информации из памяти (извлечение) [104]. В соответствии с моделью памяти, предложенной Р. Аткинсоном и Р. Шифриным [10; 32; 91], существуют следующие три вида памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная. Виды памяти различаются временем удержания и объемом запоминаемого материала, способом кодирования и уровнем организации хранимой информации. Информация из внешнего мира поступает в сенсорные регистры, где хранится около трети секунды. Затем она поступает в кратковременную память, где подвергается кодированию и может храниться |
Несмотря на важность массового «внедрения» этого и подобных прогрессивных методов в среду экономистов-практиков, определенная сложность используемого математического аппарата (в частности, теории матриц) ограничивает их применение, в основном, исследовательскими проектами, где имеется возможность привлечь специалистов в области математики и информационных технологий. Широкому применению современных методов оптимизации решений может способствовать создание и распространение поддерживающих их компьютерных технологий [41; 58; 104; 105; 120; 127; 1751. К таким программам, в частности, относится использованная в работе экспертная система Expert Decide версии 2.2, основанная на алгоритмах МАИ и специально предназначенная для проведения опроса групп экспертов в интерактивном режиме. Для обоснования сделанного нами выбора обратимся к анализу понятий в области теории принятия решений; основываясь при этом на изложении данного вопроса в работах [75; 158J. Под принятием решений принято понимать особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действий [75, с. 15]. В общем случае в процессе принятия решения люди могут играть разные роли [75, с.29]: лицо, принимающее решение (ЛПР); владелец проблемы; участник активной группы; член группы, принимающий согласованные решения; эксперт; консультант по принятию решений; помощник ЛПР. Поведение человека в задачах принятия решения имеет специфику, определяемую характеристиками человеческой системы переработки информации. Для понимания особенностей и механизма выполнения перечисленных ролей обратимся к понятиям и концепциям изучающей эти характеристики когнитивной психологии, где принято различать три основных этапа переработки информации в памяти человека: получение информации из внешнего мира (кодирование), сохранение информации в памяти (хранение) и получение информации из памяти (извлечение) [75, с.! 17]. 41 В соответствии с моделью памяти, предложенной Р. Аткинсоном и Р. Шифриным 114; 33; 63, с. 175], существует три вида памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная. Виды памяти различаются временем удержания и объемом запоминаемого материала, способом кодирования и уровнем организации хранимой информации. Информация из внешнего мира поступает в сенсорные регистры, где хранится около трети секунды. Далее она поступает в кратковременную память, где подвергается кодированию и может храниться до 30 с, а при повторениях и дольше. Без повторений информация или вытесняется другой, или «угасает». Далее информация поступает в долговременную память, в которой она может храниться «сколь угодно долго» [74, с.86-87]. Трехкомпонентную модель памяти можно сопоставить устройству компьютера и выделить ее подсистемы: ввод информации, оперативная память, запоминающие устройства. Процесс принятия решения, по мнению большинства психологов, определяется особенностями кратковременной памяти человека. В соответствии с вышеприведенной моделью, в кратковременную память поступает информация как из окружающего мира, так и из долговременной памяти. А поскольку человек контролирует операции над информацией, хранимой в кратковременной памяти, то отсюда следует ее превалирующая роль, более того, «содержание кратковременной памяти иногда отождествляется с содержанием сознания» [74, с.118]. Важнейшей характеристикой кратковременной памяти является ее объем, определяемый количеством одновременно сохраняемых в ней элементов. В этой связи указывается «магическое число 7±2», ограничивающее возможности человека как измерительного устройства [91]. Дж.А. Миллер придает этому числу смысл предела пропускной способности человека, выраженный в битах. Это означает, что под единицей запоминаемой информации следует понимать некий ее отрезок — чанк (chunk), в качестве которого может быть буква, фраза, смысловой образ. Время обучения зависит не только от разме |