количество знаний в его теоретической области. Отдельно от ее происхождения в работах Канта, автономия, как ее понимают в настоящее время, также появляется в работах Милля о свободе. В философии и этике, понятия автономии и свободы все еще очень близко связаны. В современных исследованиях эти два термина иногда используются как равнозначные, а иногда как отличные друг от друга понятия, точное значение которых может значительно изменяться в зависимости от автора. Примерно с середины прошлого века стали говорить о различиях положительной и отрицательной свободы. К отрицательной свободе относится свобода действий и свобода столкновений с другими, в то время как к положительной свободе относится внутренняя свобода или свобода желаний (воли). Первая сосредоточивается на отношениях между людьми и степени, с которой сталкиваются другие виды деятельности человека, в то время как вторая сосредоточивается на личных способностях человека, что влияет на собственный выбор и непосредственно на его жизнь, согласно собственному разуму и целям. В современной философии, многие авторы используют слово «свобода» исключительно для обозначения отрицательной свободы, а слово «автономия» для положительной. В медицинской этике, термин «автономия» обычно относился к правильному самоопределению, который изначально относился к невмешательству (или отрицательной свободе), хотя доводы и соображения, связанные с положительной свободой, упоминались также часто. В философских теориях автономии акцент делается на внутреннюю (положительную) свободу, при этом различают автономию как способность, автономию как действительное состояние, как идеальный характер и автономию, как право к наивысшему влиянию Согласно первому значению, автономия это способность к самоуправлению, которая, как считал Фейнберг, зависит от умения делать |
пациента, хотя права медицинских работников также существуют и нуждаются в защите. Для того, чтобы эксплицировать комплементарность правового и этического отношения к автономии, необходимо, прежде всего, установить/что это такое. Со времен Канта автономия была важным понятием в философии. Как термин с длинной историей, она объяснялась, развивалась и интерпретировалась многими авторами. Не удивительно, что с течением времени автономия стала понятием, относящимся ко многим различным областям знания, а ее смысл стал поливариантным (разумность, свобода, независимость, самоопределение и т. п.). Для правильного понимания некоторых специальных значений этого понятия необходимо определенное количество знаний в его теоретической области. Отдельно от ее происхождения в работах Канта автономия, как ее понимают в настоящее время, также появляется в работах Милля о свободе. В философии и этике понятия автономии и свободы все еще очень близко связаны. В современных исследованиях эти два термина иногда используются как равнозначные, а иногда — как отличные друг от друга понятия, точное значение которых может:зна-чительно изменяться в зависимости от автора. Примерно с середины прошлого века стали говорить о различиях положительной и отрицательной свободы. К отрицательной свободе относится свобода действий и свобода столкновений с другими, в то время как к положительной свободе относится внутренняя свобода или свобода желаний (воли). Первая сосредоточивается на отношениях между людьми и степени, с которой сталкиваются Другие виды деятельности человека, в то время как вторая сосредоточивается на личных способностях человека, что влияет на собственный выбор и непосредственно на его жизнь согласно собственному разуму и целям. В современной философии многие авL торы используют слово «свобода» исключительно для обозначения отрицательной свободы, а слово «автономия» для положительной. В медицинской этике термин «автономия» обычно относился к правильному самоопределению, который изначально относился к невмешательству (или отрицательной свободе), хотя доводы и соображения, связанные с положительной свободой, упоминались также часто. В философских теориях автономии акцент делается на внутреннюю (положительную) свободу, при этом различают автономию как способность, автономию как действительное состояние, как идеальный характер и автономию как право к наивысшему влиянию. Согласно первому значению, автономия — это способность к самоуправлению, которая, как считал Фейнберг, зависит от умения делать рациональный выбор (Feinberg J., 1986. Р. 110-129). Эта способность понимается как действительное состояние самоуправления. Автономия как идеальная особенность состоит из определенного сочетания достоинств, которые определяют действительное состояние автономии. По мнению Фейнберга, «идеал автономных людей — это подлинная индивидуальность, чье самоопределение совершенно в соответствии с егопотребностями и, конечно, принадлежность к обществу» (Там же. Р. 45). Чтобы описать автономию как право, Фейнберг использует политическую метафору верховной власти национального государства для того, чтобы показать этот интерес независимого права к самоуправлению, основную высшую власть над самим .собфй. Как считал Фейнберг, право автономии не следует понимать как.лраво действительного состояния автономии. Не былр;бы смысла требовать права иметь определенную собственность или обладать определенными |