Проверяемый текст
[Использование материалов из своих более ранних работ является правомерным. Страницы обозначены в таблице исключительно для сведения об их объеме в общем объеме диссертации] Седова Н.Н., Правовые основы биоэтики: Монография-умф, 2004. — 224 с.
[стр. 143]

Таким образом, положения закона очерчивают рамки, в которых действуют принципы биоэтики.
С другой стороны, сами эти принципы есть результат обобщения многолетнего опыта поколений, поэтому формулировка их не есть результат администрирования или законотворчества.
Это констатация факта.
И в этом смысле принципы биоэтики выступают по отношению к пунктам закона как правовые обычаи.

Правовой обычай, как известно, это санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения, причем, санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления его в законе.
Как мы могли убедиться при обзоре принципов биоэтики и их интерпретации, они регулируют поведение как бы «внутри закона».
Разумеется, любая моральная регуляция является, в то же время, выражением одного нравственного требования уважения
к закону.
Но, с другой стороны, все что находится «внутри закона»,
регулируется моралью.
Вопрос только в том, является ли правовая норма одновременно моральной или там, где начинает действовать закон, оно «поглощает» моральные принципы/ В области
биоэтики можно четко увидеть, что принципы морали шире по объему, чем нормы закона.
Закон является концентрированным выражением моральных требований, иначе они не могли бы рассматриваться как правовые обычаи.

обращение появление понятия "биоэтика'* свидетельствует об углублении наших знаний о человеке, усложнении его отношений с миром.
Это в полной мере касается и медицины.
Необходимость обращения к принципам биоэтики становится очевидной для медиков тогда, когда внутри самой медицины отсутствуют объяснительные процедуры для решения возникающих проблем.
Сфера действия принципов и ценностей биоэтики достаточно широка, но наиболее часто на это обращают внимание в драматических ситуациях, связанных со здоровьем.
В то же время, медицинская практика не всегда предполагает решения вопросов о жизни и смерти, хотя такие проблемы как
[стр. 49]

ной интерпретации принципа автономии как принципа уважени защиты прав пациента.
Это связано с тем, что: 1) медицине, компетентность пациентов в глазах медработников является н» кой; б) правовая компетентность самих медицинских работник является низкой; в) правовая компетентность пациентов ниже, их медицинская компетентность .
; Но самой главной причиной поверхностного отношения к прш ципу уважения автономии пациента является то, что не определе социальный субъект защиты права на автономию, Он не определе в том смысле, что таковым может являться кто угодно: сам пащ ент, медицинские работники, администрация ЛПУ, социальные р( ботники, этический комитет и т.
д.
Субъектом защиты права на -, тономию не могут являться правоохранительные органы, поскольн оно не оформлено законодательно.
По сути дела, все законы, пс священные защите прав пациента, имеют в своей основе постула уважения автономии.
Отсутствие юридической конкретизации BN водит государство за рамки процесса регулирования в данном вс просе.
.
: Таким образом, положения закона очерчивают рамки, в которы действуют принципы биоэтики.
С другой стороны, сами эти принци пы есть результат обобщения многолетнего опыта поколений, по этому формулировка их не есть результат администрирования ил( законотворчества.
Это констатация факта.
И в этом смысле прин ципы биоэтики выступают по отношению к пунктам закона как пра вовые обычаи.


[стр.,50]

Правовой обычай, как известно, это санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения, причем, санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления его в законе.
Как мы могли убедиться при обзоре принципов биоэтики и их интерпретации, они регулируют поведение как бы «внутри закона».
Разумеется, любая моральная регуляция является в то же вре мя выражением одного нравственного требования — уважения
i ее якону.
Но, с другой стороны, все, что находится «внутри закона»,
пегулируется моралью.
Вопрос только в том, является ли правовая норма одновременно моральной или там, где начинает действовать закон, он «поглощает» моральные принципы? В области
био-этикй можно четко увидеть, что принципы морали шире по объему, чем нормы закона.
Закон является концентрированным выражением моральных требований, иначе они не могли бы рассматриваться как'правовые обычаи.

Когда и почему необходимо обращение к принципам биоэтики? Само появление понятия «биоэтика» свидетельствует об углублении наших знаний о человеке, усложнении его отношений с миром.
Это в полной мере касается и медицины.
Необходимость обращения к принципам биоэтики становится очевидной для медиков тогда, когда внутри самой медицины отсутствуют объяснительные процедуры для решения возникающих проблем.
Сфера действия принципов и ценностей биоэтики достаточно широка, но наиболее часто на это обращают внимание в драматических ситуациях, связанных со здоровьем.
В то же время медицинская практика не всегда предполагает решения вопросов о жизни и смерти, хотя такие проблемы, как
трансплантация тканей, клонирование и генная инженерия, имеют к ней непосредственное отношение уже сейчас.
Но в том-то и важность вопроса, что пациенты — это среднестатистические индивиды, которые могут иметь полисоматические нарушения, а могут и не иметь, могут быть психически здоровыми, а могут и не быть, могут быть богатыми и бедными, представлять самые разные профессии, национальности, возрасты и религии.
Короче говоря, важность применения принципов биоэтики в медицине объясняется, в первую очередь, общезначимостью Данной сферы знания и деятельности.
Современный статус биоэтики в мире ассоциируется в основном с научными достижениями.
В то же время ее регулятивная роль в обществе предполагает существование определенной системы организаций, документальную базу, некоторый инвариант подготовки квалифицированных кадров.
Эти три компонента составляют структурную основу институциализации биоэтики.
Функциональная сто-Р°на данного процесса включает формирование специфического поля в контексте социальной жизни, где регламентирующее влияние биоэтических норм и принципов носило бы обязательный ха-Рактер.
Здесь возникает коллизия, которую редко удается разрешить.
Нормативный характер биоэтических принципов не может быть фор-^ализованным.
Следовательно, долженствование в сфере влияния биоэтики изначально подчинено долженствованию политически»! юридическому, экономическому.
Наиболее ярко это проявляется в

[Back]