Проверяемый текст
[Использование материалов из своих более ранних работ является правомерным. Страницы обозначены в таблице исключительно для сведения об их объеме в общем объеме диссертации] Седова Н.Н., Правовые основы биоэтики: Монография-умф, 2004. — 224 с.
[стр. 148]

Исторически, доктрина информированного согласия была развита в контексте медицинских экспериментов с человеческими трупами, но она стала одинаково важной в контексте медицинского принятия решения в терапевтическом смысле.
Доктрина
информированного согласия, однако, это продукт не только (и возможно даже не прежде всего) медицинской этики.
Она развивалась в
рамках закона и медицинской практики, также как и в медицинской этике, и ее развитие стимулировалось историческими событиями и социальными изменениями, направлялось юридическими и практическими соображениями, социальными движениями (такими как движение гражданских прав и движение прав пациентов) и этической и философской теорией.
Так как информированное согласие это также юридическая доктрина, этическая концепция и клиническая практика, не удивительно, что обзор литературы по
информированному согласию и соответствующим проблемам показывает вновь возникшее напряжение между тем, что является нравственно желательным, что юридически требуется и что является выполнимым в клинической практике.
Часто, эти аспекты так переплетаются, что их трудно отделить.
В рамках медицинской этики, информированное согласие, прежде всего, рассматривается как важное средство (согласно Dupuis
Н.М.
& Beaufort I.D.,1988, как единственное средства) для достижения цели автономии пациента или самоопределения.
Согласно другой точке зрения, самая попытка обеспечить согласие это выражение уважения к автономии пациента.

93 Теория информированного согласия, как полагают, находит свое наиболее важное оправдание в автономии пациента или самоопределении, хотя некоторые авторы рассматривают благодеяние или здоровье пациента одинаково важным принципом в оправдании информированного согласия.
94 Эти авторы заявляют, что информированное согласие способствует здоровью9394 93Dworkin R.
Life’s domination /R.
Dworkin.
N.Y.:Alfred A.Knopf Inc., 1993; Brock D.W.
Paternalism and Autonomy / D.W.
Brock //Ethics, -Vol.5.
P.105 —112.
94 Wear S.
Informed consent: patient autonomy and phisicient beneficence within clinical medicine /S.Wear.
—Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1993.
[стр. 52]

разработаны специальные процедуры защиты прав пациента.
Они основываются на принципе автономии, который, как мы показали в предыдущей главе, находит свою квинтэссенцию в правовых нормах.
Можно сказать, что источники формулировки принципа автономии в биоэтике и понимания автономии в праве — одни и те же.
В биоэтике он представлен в более общем виде.
Но поскольку она является в большей степени институциализирован-ной, чем этика, то в биоэтике практической разработаны четкие предписания по поводу гарантий прав пациентов путем строгого соблюдения принципа автономии.
Соответственно, существуют предписанные ими процедуры.
Первая — документальное оформление информированного согласия пациента на предложенное ему лечение.
Вторая — правило конфиденциальности.
Основными проблемами правового регулирования при этом являются: а) отсутствие единой официальной формы информированного согласия; б) несоблюдение принципа конфиденциальности в тех случаях, которые не предусмотрены в статье закона.
§ 1.
Информированное согласие Осуществление разных подходов к лечению, в зависимости от жизненных планов, является одним из противоречивых моментов в медицине XX и XXI вв.
Вначале было лишь одно требование, — Чтобы пациент был согласен на лечение.
В 1914 г.
появляется новое мнение о том, что «каждый человек, будучи взрослым и в полном здравии имеет право на определение и выбор мер по отношению к его собственному телу».
В XX .
центром движения за права пациентов явилась больница, символизирующая всю современную медицину с ее разветвленностью, насыщенной разнообразной аппаратурой, повышенной уязвимостью пациента.
Но впервые проб, ма права пациента на информацию и принятие решения no noeoj своего лечения стала активно рассматриваться в США и запад! европейских странах, а не в России.
Американская ассоциация больниц стала активно обсуждать просы прав пациентов и одобрила билль о правах в конце 1972 Право пациентов на автономию впервые получило официаль признание.
Среди прав пациента, принятых Американской acj циацией больниц, было сформулировано и право на информац необходимую для согласия на лечение.
Добровольное согласие принципиально важный момент в процессе принятия медицине^ решения.
Добровольность информированного согласия подразу! вает неприменение со стороны врачей принуждения, обмана, yq и т.
п.
при принятии пациентом решений.
Можно говорить в связ! этим о расширении сферы применения морали, моральных оцен! и требований по отношению к медицинской практике.
Правда, пу< жестокая, сегодня получает приоритет в медицине.
Врачу вменя ся в обязанность быть более честным со своими пациентами.
Под информированным согласием стали понимать do6i вольное принятие пациентом курса печения или терапевта ской процедуры после предоставления врачом адекватной формации.
Исторически доктрина информированного согласия была разв
та в контексте медицинских экспериментов с человеческими труп ми, но она стала одинаково важной в контексте медицинского npi нятия решения в терапевтическом смысле.
Доктрина
информир< ванного согласия, однако, это продукт не только (и возможно дая не прежде всего) медицинской этики.
Она развивалась в
рамкг закона и медицинской практики так же, как и в медицинской этике, ее развитие стимулировалось историческими событиями и соц альными изменениями, направлялось

[стр.,53]

юридическими и практич< скими соображениями, социальными движениями (такими, как дв& жение гражданских прав и движение прав пациентов) и этической философской теорией.
Так как информированное согласие — эт также юридическая доктрина, этическая концепция и клиническа практика, не удивительно, что обзор литературы по
информирс ванному согласию и соответствующим проблемам показывае вновь возникшее напряжение между тем, что является нравственн желательным, что юридически требуется и что является, выполни в клинической практике.
Часто эти аспекты так переплетаются, что их трудно отделить.
В рамках медицинской этики информированное согласие, прежде всего, рассматривается как важное средство (согласно Dupuis
ц м.
& Beaufort I.D.,1988, как единственное средства) для достижения цели автономии пациента или самоопределения.
Согласно другой точке зрения, сама попытка обеспечить согласие — это выражение уважения к автономии пациента
(Dworkin R.,1993; Brock O.W., 1988).
Теория информированного согласия, как полагают, находит свое наиболее важное оправдание в автономии пациента или самоопределении, хотя некоторые авторы рассматривают благодеяние или здоровье пациента одинаково важным принципом в оправдании информированного согласия
(Brock D.W., 1988, Wear S., 1993).
Эти авторы заявляют, что информированное согласие способствует здоровью
пациентов, так как это позволяет пациентам принимать их собственные решения, и так как собственные решения людей поспособствуют их выздоровлению1.
Помимо защиты автономии пациента и содействия здоровью пациентов также часто упоминаются такие функции или эффекты информированного согласия, как помощь рационально принимать решения, стимулирование самокритики среди врачей, защита предметов исследования и сокращение медикализации (Brock D.W., 1988, Wear S., 1993, KimsmaG.K., 1993).
Если определить информированное согласие как автономное разрешение на медицинское вмешательство, то основными его элементами будут: стремление, понимание и добровольность.
При этом явно прослеживаются два этапа: 1) предоставление информации; 2) получение согласия.
На первом этапе врачу вменяется в обязанность информировать пациента: а) о характере и целях предлагаемого ему лечения — диагноз, методы лечения,прогноз, реабилитация; б) связанном с ним существенном риске — возможные осложнения, длительность и болезненность процедур, вероятность отрицательного результата; в) возможных альтернативах данному виду лечения — манипуляции, лекарства, методы народной медицины, опасность самолечения, , 1 Как мы видели, это один из аргументов, используемых для объяснения ценно-права на автономию вообще.
С этой точки зрения понятие альтернативы предложенному Л1 чению считается центральным в идее информированного согласи Врач дает совет о наиболее приемлемом с медицинской точки зр ния варианте, но окончательное решение принимает пациент, и ходя из своего жизненного опыта, доверия к врачу, просвещенн сти в медицинских вопросах.
Таким образом, доктор относится пациенту как к цели, а не как к средству для достижения другой ц ли, пусть это будет даже здоровье.
В своей работе, названной «История и теория информирована го согласия», Фаден и Бочамп не только делают краткий истории» ский обзор развития этой концепции в терминах как

[Back]