Проверяемый текст
Бударин, Глеб Юрьевич; Медицина как социальный контроль (Диссертация, 13 мая 2005)
[стр. 19]

какой в них эксплицированы условия и возможности развертывания процесса медикализации в реформенный и постреформенный период.
В целом же анализ литературы показывает сильное расхождение в исследовательских приоритетах западных и российских политологов, социологов, юристов.
Если на Западе проблема медикализации считается очень острой, то у нас о ней пока почти не упоминают.
Термин «медицинский империализм» не встречается в нашей литературе вообще, а вопрос о возможности социального контроля со стороны медицины не обсуждается.
Мы считаем, что такая позиция весьма опасна, тем более при тех условиях, в которые сейчас поставлены врачи.
Социальные риски, связанные с медициной, могут приобрести национальный характер, поэтому необходимо выработать стратегию их предотвращения.

А для этого нужно определить условия распространения и степень социальной опасности медикализации в современном российском обществе.
Определяя сущность медикализации как формы социального контроля, мы имеем ввиду, что концепция «медицинского империализма» уже адекватна современным российским условиям.
Именно это побуждает эксплицировать социальные риски усиления властного ресурса медицины в современной России.
Принципиальной эта проблема ставится в связи с необходимостью разработки политики в области здравоохранения, поскольку проводимые реформы не демонстрируют пока целевой определенности, а только порождают конфликт интересов участвующ их в них групп.
Поэтому необходимо разработать рекомендации по корректировке реформы здравоохранения в связи с оценкой медицины как формы социального контроля.
Дело в том, что современная медицина обладает огромными возможностями не только в плане излечения болезней, но и в плане повышения уровня зависимости пациентов от медицинских работников.
Последние, по определению их профессиональной роли (Т.Парсонс) не могут причинить сознательный вред пациенту.
Но приносимое ими благо может
[стр. 6]

► медицины.
Если на Западе проблема медикализации считается очень острой, то у нас о ней пока почти не упоминают.
Термин «медицинский империализм» не встречается в нашей литературе вообще, а вопрос о возможности социального контроля со стороны медицины не обсуждается.
Мы считаем, что такая позиция весьма опасна, тем более при тех условиях, в которые сейчас поставлены врачи.
Социальные риски, связанные с медициной, могут приобрести национальный характер, поэтому необходимо выработать стратегию их предотвращения.

Цель исследования —определить условия распространения и степень социальной опасности медикализации в современном российском обществе.
Для реализации данной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи: определить сущность медикализации как формы социального контроля; рассмотреть концепцию «медицинского империализма» и ее адекватность современным российским условиям; щ выяснить характер установок врачей и пациентов на медикализацию; эксплицировать социальные риски усиления властного ресурса медицины в современной России предложить рекомендации по корректировке реформы здравоохранения в связи с оценкой медицины как формы социального контроля.
Объект исследования профессиональной деятельности Предмет исследования ■ медицина как сфера социальной и медикализации как процесс повышения * зависимости пациентов от медицинских работников.
Гипотеза исследования.
Современная медицина обладает огромными возможностями не только в плане излечения болезней, но и в плане повышения уровня зависимости пациентов от медицинских работников.


[стр.,7]

ь * Последние, по определению их профессиональной роли (Т.Парсонс) не могут причинить сознательный вред пациенту.
Но приносимое ими благо может
превратиться в зло, если количество медицинских вмешательств (из самых добрых побуждений) будет увеличиваться.
Врачи могут присвоить функции социального контроля, что нарушит баланс социальных институтов в обществе.
Пациенты, в рамках своей социальной роли больного, провоцируют расширение медицинских вмешательств.
Парадокс России состоит в том, что в условиях реформирования здравоохранения легитимный властный ресурс медицины сокращается, а это может повлечь за собой стремление медицинских работников к расширению нелегитимного властного ресурса (через расширение медикализации).
Поэтому в ходе реформы здравоохранения необходимо разработать и внедрить в практику механизмы профилактики необоснованных медицинских вмешательств, а также пересмотреть уже существующие основания для таких вмешательств.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в нашей литературе расширение рынка медицинских услуг определено как социальная опасность, показаны условия, особенности и возможные последствия расширения медикализации в современной России.
Научная новизна исследования раскрывается в положениях выносимых на защиту: 1.
Медикализация это процесс, в течение которого состояние или поведение начинает определяться как медицинская проблема, требующая медицинского разрешения.
Врачи играют главную роль в медикализации.
Вторая, по значимости, роль принадлежит пациентам, которые считают вмешательство врача необходимым.
Третья главная сила в фармацевтическаяподдержке медикализации это индустрия,которая извлекает из медикализации основную часть своих доходов.


[стр.,128]

причины диспропорций сугубо социальные.
Примером могут служить случаи насилия в семье, которые могут трактоваться и как медико-психологическая проблема, и как проблема социальная.
Но если мы пойдем по пути медикализации, социальный контекст так и останется нетронутым, проблема будет воспроизводиться вновь и вновь.
Медикализация может оправдывать не только добровольное, но и принудительное лечение Четвертое.
Как показывают приведенные в диссертации примеры, медикализация значительно расширяет ранг жизненного опыта под медицинским контролем.
Например, существование эмбрионального алкогольного синдрома созвездие дефектов рождения, включая умственную отсталость, причиной которой считается употребление алкоголя во время беременности.
Однако, основной проблемой остается проблема манипулирования социальными ролями пациентов посредством медикализации.
Разумеется, медицинские работники не ставят своей целью такие манипуляции, но они, тем не менее, имеют место как результат медицинских вмешательств.
Таким образом, оказывается, что современная медицина обладает огромными возможностями не только в плане излечения болезней, но и в плане повышения уровня зависимости пациентов от медицинских работников.
Последние, по определению их профессиональной роли (Т.Парсонс) не могут причинить сознательный вред пациенту Но приносимое ими благо может
превратиться в зло, если количествоЛ медицинских вмешательств (из самых добрых побуждений) будет ш увеличиваться.
Врачи могут присвоить функции социального контроля, что нарушит баланс социальных институтов в обществе.
Но и пациенты, в рамках своей социальной роли больного, ш провоцируют расширение медицинских вмешательств.
Парадокс России состоит в том, что в условиях реформирования здравоохранения легитимный властный ресурс медицины сокращается, а это может повлечь за собой стремление медицинских работников к расширению нелегитимного

[Back]