Проверяемый текст
[Использование материалов из своих более ранних работ является правомерным. Страницы обозначены в таблице исключительно для сведения об их объеме в общем объеме диссертации] Седова Н.Н., Правовые основы биоэтики: Монография-умф, 2004. — 224 с.
[стр. 227]

В первом случае экпертное заключение ЭК может повлиять на выбор вида взыскания.
Так, например, этическая компонента может изменить меру наказания от
строгого выговора до выговора, от выговора до замечания и т.п.
В настоящее время субъектом моральной оценки, которая неизбежно присутствует в административных санкциях, является администрация.
Она действует при этом на основе собственного личного жизненного опыта и той системы ценностей, которую разделяет, но специальной этической подготовки ее представители, как правило, не имеют.
Кроме того, присутствие в этическом комитете представителей
общественности позволяет полнее учитывать социальный резонанс проступка и посмотреть на него как бы со стороны.
Это повышает степень объективности при наложении взыскания.
Однако, неформальность решений этического комитета предполагает, что его советы и рекомендации могут
выносится и доводиться до сведения администрации только с согласия провинившегося.
Здесь, как нам представляется, действует принцип уважения автономии личности, но уже не пациента, а медицинского работника.
Последнее положение имеет существенное значение, поскольку его несоблюдение может привести к трансформации этического комитета в некий репрессивный орган, что несовместимо с его
статусом 125 Иначе обстоит дело во втором варианте регулятивного вмешательства этического комитета в случае проведения профилактики нарушений трудовой дисциплины.
Типичным случаем здесь
может быть наличие вредных привычек у медицинских работников, отсутствие моральной мотивации деятельности и т.п.
В этих случаях этический комитет может контактировать с медицинским работником и без его непосредственного обращения, а по просьбе другого
лица или представителя администрации, если таковое лицо полагает, что поведение данного работника может принести неумышленный вред.
В данном случае защищаются права и свободы
членов коллектива и пациентов.
Но, и здесь деятельность ЭК остается неформальной, она не
125 Петров В.И.
Практическая биоэтика /В.И.Петров, Н.Н.Седова,М., 2002.
[стр. 96]

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются не только тяжесть совершенного проступка, но и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение на работе.
При этом за каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Распоряжение о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется работнику, подвергнутому изысканию, под расписку.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.
В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются.
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то оно с него снимается, т.
е.
он считается не подвергшимся дисциплинарному наказанию (Стеценко С.Г., 2002).
Здесь есть один сугубо этический момент — окружающие все равно помнят о том, что взыскание было, их отношение не меняется со снятием взыскания.
Вообще в вопросах наложения административного взыскания всегда присутствует нравственная сторона, но моральная ответственность поглощается административной ответственностью так же, как в случаях уголовных преступлений административная составляющая поглощается юридической ответственностью.
Существование в ЛПУ этического комитета предполагает участие его в принятии решений об ответственности медицинских работников за нарушение трудовой дисциплины.
Это участие может выражаться в двух формах: а) экспертная информация о статусных характеристиках личности провинившегося (авторитет в коллективе, отношения с пациентами, морально-психологические качества); б) профилактика нарушений трудовой дисциплины, принятие решений в «пограничной ситуации», когда нарушение еще не совершено, но существует большая вероятность его совершения.
В первом случае экпертное заключение ЭК может повлиять на выбор вида взыскания.
Так, например, этическая компонента может изменить меру наказания — от
стргого выговора до выговора, от выговора до замечания и т.
п.
В настоящее время субъектом моральной оценки, которая неизбежно присутствует в административных санкциях, является администрация.
Она действует при этом на основе собственного личного жизненного опыта и той системы ценностей, которую разделяет, но специальной этической подготовки ее представители, как правило, не имеют.
Кроме того, присутствие в этическом комитете представителей
общестенности позволяет полнее учитывать социальный резонанс проступка и посмотреть на1 него как бы со стороны.
Это повышает степень объективности при"; наложении взыскания.
Однако, неформальность решений этического комитета предполагает, что его советы и рекомендации могут**
выноситься и доводиться до сведения администрации только с со--: гласия провинившегося.
Здесь, как нам представляется, действует ' принцип уважения автономии личности, но уже не пациента, а медицинского работника.
" Последнее положение име.ет существенное значение, поскольку* его несоблюдение может привести к трансформации этического комитета в некий репрессивный орган, что несовместимо с его
стату-1 сом (Петров В.
И., Седова Н.
Н., 2002).
* Иначе обстоит дело во втором варианте регулятивного вмеша\ тельства этического комитета — в случае проведения профилакти-" ки нарушений трудовой дисциплины.
Типичным случаем здесь
моf жет быть наличие вредных привычек у медицинских работников, от-' сутствие моральной

[стр.,97]

мотивации деятельности и т.
п.
В этих случаях! этический комитет может контактировать с медицинским работни* ком и без его непосредственного обращения, а по просьбе другого
лица или представителя администрации, если таковое лицо пола• гает, что поведение данного работника может принести неумыш' ленный вред.
В данном случае защищаются права и свободы
члеJ нов коллектива и пациентов.
Но и здесь деятельность ЭК остается * неформальной, она не
должна провоцировать административных решений.
Основная цель — морально-психологическое влияние на ' личность.
Более того, мы полагаем, что при контактах с потенци^ альным нарушителем трудовой дисциплины членов этического ко<: митета должен соблюдаться принцип конфиденциальности, и не 1 должна вестись письменная отчетность.
$ Немаловажную роль может сыграть этический комитет и в слу? чаях ответственности медицинских работников за профессиональные i правонарушения.
Профессиональная деятельность медицинских работников связана с охраной здоровья граждан, поэтому характер их труда требует, чтобы они выполняли свои обязанности безукоризненно.
Любое отступление от предписанных наукой и установленных законом и моралью правил поведения медицинских работников может привести к тяжелым последствиям для здоровья, а часто и для жизни людей.
Профессиональные нарушения медицинских работников в зависимости от характера и степени общественной опасности, наступивших последствий могут расцениваться и как преступления.
Профессиональные преступления медицинских работников имеют свои особенности: субъектами состава преступления в данном случае выступают медицинские работники, а объект преступного посягательства, как правило, — здоровье людей.
Под преступлениями медицинских работников понимаются такие преступления, которые совершаются при осуществлении чисто профессиональных функций с нарушением современных требований медицинской науки и практики, положений медицинской этики и деонтологии, предписаний закона, принятых нормативных актов.
Ситуация усугубляется тем, что при совершении таких преступлений используются эксклюзивные медицинские знания, применение которых возможно только для данной профессиональной группы.
Преступления, прямо или косвенно связанные с применением профессиональных медицинских познаний, бывают различными по своему характеру.
Одни из них специально предусмотрены УК, другие квалифицируются по общим статьям этого закона.
Например, ответственность за умышленное убийство, совершенное медицинским работником с применением профессиональных познаний, все равно наступит на общих основаниях уголовного закона.
То, что преступлениесовершено медицинским работником, может рассматриваться как отягчающее обстоятельство, но такие преступления достаточно редки (Филатов В.
Б., Решетников А.
В., 1999).
Преступления, совершенные по неосторожности, значительно чаще встречаются в действиях работников здравоохранения, чем умышленные преступления.
К умышленным относятся такие преступления, при которых лицо, его совершившее, сознавало опасный характер своего действия и/или бездействия, предвидело его последствия, желало или сознательно его допускало.
Преступление признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность опасных последствий своего действия или бездействия и мысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможность наступления таких последствий, хотя должно или могло их предвидеть.
Но даже если факт предвидения доказан, можно доказать, что такое преступление совершено не умышленно, а по некомпетентности.
Здесь очевидна связь с классификацией вреда в биоэтике, о которой мы говорили в гл.
1.

[Back]