Угроза осознавалась поэтапно с каждым новым достижением экспериментальной медицины. Поэтому и создание комитетов по этике шло поэтапно. Первый этап принципиальное осознание необходимости моральных ограничений в экспериментальной медицине. Было это сразу после дела врачей (не путать со «сталинским» делом врачей). Сразу после процесса и вынесения приговора были провозглашены десять норм врачебной этики, основанных на «общей законной способности субъекта давать согласие на участие в эксперименте». Это требование записано в статье 7 Международного пакта, касающегося гражданских и политических прав (запрет на пытки, запрет на медицинское и научное экспериментирование без получения добровольного согласия субъекта). Врачи отреагировали на это положение принятием Женевской Клятвы (клятва Гиппократа не была признана как юридический аргумент на Нюрнбергском процессе). Затем, в 1949 году был опубликован первый Международный кодекс медицинской этики. Но в этих документах еще не было строгой дифференциации не то что самих испытаний (ее нет и сейчас), но даже отделения клинических испытаний от неклинических. Это было впервые сделано в Хельсинской декларации 1964 года. Хельсинская Декларация документ Хотя бы потому, что ему не присуща обычная для подобных документов статика. Он постоянно обновляется, над ним работают самые известные и ответственные ученые это престижно. Поэтому каждое новое обновление ХД является своеобразным «протоколом наблюдения» изменений, происходящих в медицине и их этическим осмыслением. Вот и на сей раз в редакции ХД 1975 года инициаторам исследовании рекомендовалось проводить консультации с «независимым комитетом», уполномоченным обеспечить неукоснительное соблюдение этических принципов (в частности, заручиться согласием субъектов) при осуществлении протокола исследований. После принятия пересмотренной декларации ВОЗ и CIOMS стали изучать обстановку в более |
Этические комитеты лечебных учреждений создаются как' консультативные группы и привлекаются в тех случаях, когда возникают моральные трудности. Их прерогатива — обсуждение сложных этических проблем, возникших в клинической практике, и формулировка рекомендаций о том, как эти проблемы следует решать. Смысл существования комитетов по этике и этических консультаций в том, чтобы не доводить проблемную ситуацию до суда, а попытаться решить на межличностном уровне путем разумного соглашения. Этические комитеты формируются из независимых лиц, компетентных в вопросах биоэтики, которые могут оценить медицинскую сторону дела и дать советы не только практикующим врачам, но и пациентам. Сейчас все службы, имеющее отношение к медицине, стали проявлять повышенный интерес к комитетам по этике и этическим консультациям, в деятельности которых они видят способ гармоничного развития отношений медицинских работников и пациентов. История создания комитетов по этике не имеет точной даты своего начала. Изменения, приведшие к их созданию, начались после Второй мировой войны (по вполне понятным причинам). Но происходили они как бы по двум направлениям, каждое из которых «на выходе» имело результат в виде создания этических комитетов. Поскольку направлений было два, то получили мы два типа Этических комитетов, непосвященные их путают, а посвященные либо отдают предпочтение какому-то одному типу, либо полность отрицают необходимость другого. Комитеты по этике, которые р ботают непосредственно в медицинских учреждениях, заняты в просами практической медицины и в своей работе руководствуют. ся. скорее, принципами старой доброй медицинской этики, нежел биоэтики. Второй тип комитетов — те, которые заняты непосредственна оценкой новых достижений биомедицины, экспертизой исследова* тельских проектов, защитой прав испытуемых и определением циальных рисков в рамках регионов, государств и международной сообщества в целом. Актуальность таких комитетов (национал ных, международных и т. п.) обнаружилась, когда стали рождать дети in vitro. Два типа этических комитетов можно также разграни чить по субъектам-создателям: комитеты, создаваемые врачами, комитеты, создаваемые государственными властями, но это осно> вание не представляется корректным для содержательного анализа. Иногда выражают удивление, что комитеты по этике не были; созданы непосредственно после Второй мировой войны и Нюрн-j бергского процесса. Нам представляется, что уровень развития! биомедицинских исследований в то время был таков, что о глобальных рисках никто не думал. Их просто не было. Врач мог убиты человека с научной целью (нацисты это доказали), но медицина1 еще не могла убить человечество (как она способна сделать это: сейчас). Угроза осознавалась поэтапно — с каждым новым достижением экспериментальной медицины. Поэтому и создание комитетов по этике шло поэтапно. Первый этап — принципиальное осознание необходимости моральных ограничений в экспериментальной медицине. Было это сразу после дела врачей (не путать со «Сталин-'1 ским» делом врачей). Сразу после процесса и вынесения пригово-" ра были провозглашены десять норм врачебной этики, основанных1 на «общей законной способности субъекта давать согласие на участие в эксперименте. Это требование записано в статье 7 Международного пакта, касающегося гражданских и политических прав (запрет на пытки, запрет на медицинское и научное экспериментирование без получения добровольного согласия субъекта). Врачи отреагировали на это положение принятием Женевской клятвы (клятва Гиппократа не была признана как основание на1 Нюрнбергском процессе). Затем в 1949 г. был опубликован первый Международный кодекс медицинской этики. Но в этих документах' еще не было строгой дифференциации не то что самих испытаний (ее нет и сейчас), но даже отделения клинических испытаний о неклинических. Это было впервые сделано в Хельсинской декларации 1964 г. Хельсинская декларация — вообще документ замечательный хотя бы потому, что ему не присуща обычная для подобных документов статика. Он постоянно обновляется, над ним работают самые известные и ответственные ученые — это престижно. Поэтому каждое новое обновление ХД является своеобразным «протоколом наблюдения» изменений, происходящих в медицине, и их этическим осмыслением. Вот и на сей раз в редакции ХД 1975 г. инициаторам исследований рекомендовалось проводить консультации с «независимым комитетом», уполномоченным обеспечить неукоснительное соблюдение этических принципов (в частности, заручиться согласием субъектов) при осуществлении протокола исследований. После принятия пересмотренной декларации ВОЗ и CIOMS стали изучать обстановку в более чем 100 слаборазвитых и развивающихся странах с целью выяснить, можно ли там реализовать эти директивы. Перв.ое четкое предложение о создании комитетов по .этике сформулировано в Манильской декларации (1981 г.) в том разделе, где говорится о возможности привлечения человека как объекта в медицинских исследованиях. С 70-х годов в ряде развитых стран под влиянием опытов американцев, о которых мы скажем позже, уже активизируются попытки создания подобных комитетов. Они еще бессистемны, комитеты недолговечны, разрозненны, протоколы их деятельности, в подавляющем большинстве, не сохранились. Да и СОПов (стандартных операциональных процедур) для ЭК тогда еще не было. Первые «экспериментальные» комитеты не были ориентированы на какие-то определенные статьи той же ХД, они не соотносили свою деятельность и с Международной хартией прав человека. Они создавались, потому что экспериментальная медицина без них уже не могла. Получалось, что процесс шел одновременно «снизу» и «сверху». Аналогичную ситуацию мы наблюдаем сейчас в России. В ходе данного процесса наблюдалось (как и у нас сейчас) несколько труднопреодолимых проблем. Вот некоторые из них: 1. Следует ли отказаться от требования согласия, выдвигаемого в ходе консультаций в комиссиях, комитетах по этике, состоящих из БРачей, входящих в состав этих комиссий? 2. Нужна ли замена процедуры с привлечением конкретных экспертов в том случае, если в состав комитета входят немедики? 3. Должен ли комитет по этике оценивать научную сторону ис-СГ1едования, а если нет, то как отделить научное и этическое? 4. Должны ли создаваться по американскому типу временнь этические комиссии для решения конкретных проблем или комитд ты по этике должны действовать на постоянной основе? И т. д. Первыми стабильными регулятивными структурами'Стали циональные этические комитеты. Характерно, что их появлени непосредственно связано с формулированием предмета и зада биоэтики Поттером в 1969 г. Только после этого появилась, нак нец, идеология этих комитетов, если можно так сказать. В 1-974 во Франции был создан INSERM, в 1978 г. в Дании Совет по дицинским исследованиям, также в 1978 г. в Канаде был создг Совет по медицинским |