Проверяемый текст
[Использование материалов из своих более ранних работ является правомерным. Страницы обозначены в таблице исключительно для сведения об их объеме в общем объеме диссертации] Седова Н.Н., Правовые основы биоэтики: Монография-умф, 2004. — 224 с.
[стр. 331]

биоэтики в медицине объясняется, в первую очередь, общезначимостью данной сферы знания и деятельности.
статус регулятивная предполагает существование определенной системы организации документальную базу, некоторый инвариант подготовки квалифицированных кадров.
Эти три компонента составляю т структурную основу
институализации биоэтики.
Ф ункциональная сторона данного процесса включает формирование специфического поля в контексте социальной жизни, где регламентирующ ее влияние биоэтических норм и принципов носило бы обязательный характер.
Здесь возникает коллизия, которую редко удается разреш ить.
Нормативный характер биоэтических принципов не может,
по определению, быть формализованным.
Следовательно, долженствование в сфере влияния биоэтики изначально подчинено
долженстованию политическому, юридическому, экономическому.
Наиболее ярко это проявляется в
деятельности этических комитетов медицинских учреждений, которые должны реш ать конфликтные ситуации, но реш ения эти не имеют обязательного смысла для социальных служб и административных структур.
Аналогичное положение складывается с принятыми
национальными и международными документами по биоэтике, применение которых ограничено нормативной составляющей формализованных регламентаций (политических, юридических и т.д.).
Таким образом, идея ценности жизни как центральная
проблема биоэтики остается желаемой, но ее актуализация зависит от иных факторов, лежащ их вне компетенции биоэтического сообщества.
Формализация биоэтических нормативов не может быть
удачным решением этой коллизии, поскольку в этом случае мы будем иметь дело не с этикой, а с правом.
Поэтому единственным надежным выходом представляется юридическое закрепление
институциональных компонентов биоэтики, о которых говорилось выше.
Только так будет обеспечен переход от
[стр. 50]

Правовой обычай, как известно, это санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения, причем, санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления его в законе.
Как мы могли убедиться при обзоре принципов биоэтики и их интерпретации, они регулируют поведение как бы «внутри закона».
Разумеется, любая моральная регуляция является в то же вре мя выражением одного нравственного требования — уважения i ее якону.
Но, с другой стороны, все, что находится «внутри закона», пегулируется моралью.
Вопрос только в том, является ли правовая норма одновременно моральной или там, где начинает действовать закон, он «поглощает» моральные принципы? В области био-этикй можно четко увидеть, что принципы морали шире по объему, чем нормы закона.
Закон является концентрированным выражением моральных требований, иначе они не могли бы рассматриваться как'правовые обычаи.
Когда и почему необходимо обращение к принципам биоэтики? Само появление понятия «биоэтика» свидетельствует об углублении наших знаний о человеке, усложнении его отношений с миром.
Это в полной мере касается и медицины.
Необходимость обращения к принципам биоэтики становится очевидной для медиков тогда, когда внутри самой медицины отсутствуют объяснительные процедуры для решения возникающих проблем.
Сфера действия принципов и ценностей биоэтики достаточно широка, но наиболее часто на это обращают внимание в драматических ситуациях, связанных со здоровьем.
В то же время медицинская практика не всегда предполагает решения вопросов о жизни и смерти, хотя такие проблемы, как трансплантация тканей, клонирование и генная инженерия, имеют к ней непосредственное отношение уже сейчас.
Но в том-то и важность вопроса, что пациенты — это среднестатистические индивиды, которые могут иметь полисоматические нарушения, а могут и не иметь, могут быть психически здоровыми, а могут и не быть, могут быть богатыми и бедными, представлять самые разные профессии, национальности, возрасты и религии.
Короче говоря, важность применения принципов биоэтики в медицине объясняется, в первую очередь, общезначимостью Данной сферы знания и деятельности.
Современный статус биоэтики в мире ассоциируется в основном с научными достижениями.
В то же время ее регулятивная роль в обществе предполагает существование определенной системы организаций, документальную базу, некоторый инвариант подготовки квалифицированных кадров.
Эти три компонента составляют структурную основу
институциализации биоэтики.
Функциональная сто-Р°на данного процесса включает формирование специфического поля в контексте социальной жизни, где регламентирующее влияние биоэтических норм и принципов носило бы обязательный ха-Рактер.
Здесь возникает коллизия, которую редко удается разрешить.
Нормативный характер биоэтических принципов не может
быть фор-^ализованным.
Следовательно, долженствование в сфере влияния биоэтики изначально подчинено
долженствованию политически»! юридическому, экономическому.
Наиболее ярко это проявляется в


[стр.,51]

деятельности этических комитетов медицинских учреждений, кот рые должны решать конфликтные ситуации, но решения эти имеют обязательного смысла для социальных служб и админи<; ративных структур.
Аналогичное положение складывается с прин
тыми национальными и международными документами по биоэт ке, применение которых ограничено нормативной составляюи формализованных регламентации (политических, юридических и т.
д Таким образом, идея ценности жизни как центральная
проблел биоэтики остается желаемой, но ее актуализация зависит от инь факторов, лежащих вне компетенции биоэтического сообществ Формализация биоэтических нормативов не может быть удачнц решением этой коллизии, поскольку в этом случае мы будем име дело не с этикой, а с правом.
Поэтому единственным надежны) выходом представляется юридическое закрепление
институций нальных компонентов биоэтики, о которых говорилось выше.
Таки образом, будет обеспечен переход от неформального регламент»! рования отношения людей к жизни как высшей ценности к фор мальному регулированию этого отношения в системе социальны институтов.
Но этот процесс потребует пересмотра некоторых нг циональных законодательств, к которому многие страны не готовь поэтому начинать эту работу целесообразно с международных дс кументов и организаций.
ГЛАВА 3 ПРОЦЕДУРЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПАЦИЕНТА В БИОЭТИКЕ Охрана прав пациента гарантируется законом.
Но может ли закон предусмотреть все случаи, которые встречаются в медицинской практике? Разумеется, нет, поэтому проблема соблюдения прав пациента остается актуальной всегда.
В медицинской, а затем и в биоэтике

[Back]