5. неопределенное расширение человеческих “нужд” и “проблем” клиентов: 6. неограниченное расширение самих профессий; 7. тенденция к восприятию этиологии социальных проблем в индивидуальных понятиях (например, деполитизация социальных проблем); 8. формулировка этих социальных проблем с преимущественно медицинскими понятиями; 9. вера в то эффективное повлечь большие социальные изменения, нежели чем неэффективная профессиональная “плохая работа” на индивидуальном уровне; 10. и как вывод из всего выше сказанного, что клиенты станут “зависимыми” от профессионалов (медицинских или каких-либо других). Медикализация применима и для “поведения отходящего от нормы” и для “ естественных жизненных процессов”. К первому относятся: слабоумие, алкоголизм, гомосексуализм, наркозависимость, проблема с поеданием пищи, патологический азарт и транссексуализм, а к последнему относится: период полового созревания, развитие детей, старение и смерть. Первые высказывания по этому поводу относят к таким авторам как Золя и Иллих, вместе с феминистской критикой медикализации родов и женского жизненного опыта. К этому мы можем добавить споры относительно таких вопросов нашего времени как RSI и синдром хронической усталости, демедикализации общества. Даже если так называемая альтернативная медицина будет исключена для того, чтобы стимулировать демедикализацию и ремедикализацию, ясно, что упрощать это нельзя, так как в действительности это гораздо сложнее и включает новые и важные данные и пересмотры самих терминов медикализации. Тезисы империализме профессии отражают расширенные тенденции и “колонистские” амбиции. В конце концов, “академическое окружение” медицины, где критика 25 Arksey D. Applied Knowledge /D. Arksey/ New York: Dodd, Mead & Co, 1998. |
Подобные вопросы в настоящий момент задаются в смежных дисциплинах, таких как социология эмоций (Craib, 1995, 1997) и, возможно, возрастающее недовольство социоконструктизмом (в частности), рождает более гибкую социологию (в целом). Главный упор в критике Стронга, как указано выше, делается на изложении социологами “империалистической конкуренции” по отношению к медицинской профессии, и собственно на понятие “медицинский империализм”. Стронг утверждает, что его тезисы помогают определить медицинскую социологию в разных направлениях, например, социологический империализм. По словам Стронга, происхождение его критики (серии отражений тезисов империализма и условий для успешной медикализации) исходит из определенного набора “светских” утверждений. г И надо сказать, что трудно примирить данные его работы с “более экстремальными утверждениями тех, кто написал медицинскии империализм”. В результате сокращения, сделанного на основе критики Стронга, было выделено 10 позиций: 1. профессионализация социальных проблем; 2. монополизация сервисной службы; 3. профессиональный, а не “клиентский” контроль, как критерий оценки работы; 4. “ключевой момент” — переоценка существующих проблем и постановка новых; 5. неопределенное расширение человеческих “нужд” и “проблем” клиентов; 6. неограниченное расширение самих профессий; 7. тенденция к восприятию этиологии социальных проблем в индивидуальных понятиях (например, деполитизация социальных проблем); 8. формулировка этих социальных проблем с преимущественно медицинскими понятиями; повлечь большие социальные изменения, нежели чем неэффективная профессиональная “плохая работа” на индивидуальном уровне; 10. и как вывод из всего выше сказанного, что клиенты станут “зависимыми” от профессионалов (медицинских или каких-либо других). Медикализация применима и для “поведения отходящего от нормы” и для “ естественных жизненных процессов”. К первому относятся: слабоумие, алкоголизм, гомосексуализм, наркозависимость, проблема с поеданием пищи, патологический азарт и транссексуализм, а к последнему относится: период полового созревания, развитие детей, старение и смерть. Первые высказывания по этому поводу относят к таким писателям как Золя и Иллих, вместе с феминистской критикой медикапизации родов и женского жизненного опыта. К этому мы можем добавить споры относительно таких вопросов нашего времени как RSI (Arksey, 1998) и синдром хронической усталости, демедикализации общества. Даже если так называемая альтернативная медицина будет исключена для того, чтобы стимулировать демедикализацию и ремедикализацию, ясно, что упрощать это нельзя, так как в действительности это гораздо сложнее и включает новые и важные данные и пересмотры самих терминов медикализации. Тезисы о медицинском империализме содержат много ценного. Все профессии отражают расширенные тенденции и “колонистские” амбиции. В конце концов, “академическое окружение” медицины, где критика медикализации главная часть, обеспечивает серию проверок и балансов собственно медицины и профессионального большинства в ней. Здесь есть как минимум шесть “искажений”, которые вводят определенные ограничения: 1. Тенденция развития медицины в результате анализа ретроспективных взглядов , указывающих на исторические примеры неудачных попыток в медицинской колонизации (например, мастурбация, неврастения), которые сейчас являются нелепыми. |