после 882 г. не были едины, хотя и платили дань Киевским князьям. В них сохранялись обычаи и традиции племен, которые их основали, и собственная родоплеменная знать продолжала играть значительную роль, превратившись в бояр и землевладельцев. Относительное единство сохранялось благодаря знаменитому торговому пути "из варяг в греки". Нашествие половцев, образование новых торговых путей в Европе / в том числе благодаря крестовым походам/ привели к упадку пути из варяг в греки. Ещё одной причиной феодальной раздробленности явилось отсутствие четкого порядка престолонаследования, когда Киевский престол не переходил от князя к старшему сыну, а занять его могли и братья и дядья. Борьба шла между многочисленными претендентами не только за Киев, но и за любое другое княжество. В ХП веке сложились три основных центра, на примере которых ясно видны различия в системах управления. Это Галицко Русь, которая затем на 600 лет оказалась оторванной от истории России. Плодородное черноземье привело к раннему складыванию крупного землевладения, а, следовательно, и боярства, которое часто противопоставляло себя князьям. В конце концов, власть здесь захватили бояре, один из которых даже провозгласил себя князем, правда, всего на четыре года. В междоусобицу здесь постоянно вмешивались Венгрия и Польша. Своеобразная система управления сложилась в Новгородской республике. Главным органом управления здесь стало вече. Раньше считалось, что все свободные мужчины принимали в нем участие. Последние исследования показали, что в нем участвовали 400-500 владельцев городских усадеб. Вече приглашало и изгоняло князя, выбирало тысяцкого, посадника, владыку и архимандрита. Посадник играл ведущую роль в управлении городом. Он заключал соглашения с князем, участвовал вместе с ним в военных походах, участвовал в дипломатических переговорах. Он выбирался из небольшой группы боярских семей. Тысяцкий был сборщиком налогов, для |
ладают культурным потенциалом, необходимым для нового скачка в национально организованные этносы (Петрова И: А., 2000). Россия в это время уже была, но не в виде централизованного государства, а в виде отдельных княжеств. Русские княжества никогда даже после 882 г. не были едины, хотя и платили дань Киевским князьям. В них сохранялись обычаи и традиции племен, которые их основали, и собственная родоплеменная знать продолжала играть значительную роль, превратившись в бояр и землевладельцев. Относительное единство сохранялось благодаря знаменитому торговому пути «из варяг в греки». Нашествие половцев, образование новых торговых путей в Европе (в том числе благодаря крестовым походам) привели к упадку пути из варяг в греки. Еще .одной причиной феодальной раздробленности явилось отсутствие •четкого порядка престолонаследования, когда Киевский престол не'переходил от князя к старшему сыну, а занять его могли и братья, и дядья. Борьба шла между многочисленными претендентами не только за Киев, но и за любое другое княжество. В XII в. сложились три основных центра, на примере которых ясно видны различия в системах управления. Это Галицко-Волынская Русь, которая затем на 600 лет оказалась оторванной от истории России. Плодородное черноземье привело к раннему складываний крупного землевладения, а, следовательно, и боярства, которое часто противопоставляло себя князьям. В конце концов власть здесь захватили бояре, один из которых даже провозгласил себя князем, правда, всего на четыре года. В междоусобицу здесь постоянно вмешивались Венгрия и Польша. Своеобразная система управления сложилась в Новгородской республике. Главным органом управления здесь стало вече. Раньше считалось, что все свободные мужчины принимали в нем участие. Последние исследования показали, что в нем участвовали 400-500 владельцев городских усадеб. Вече приглашало и изгоняло князя, выбирало тысяцкого, посадника, владыку и архимандрита. Посадник играл ведущую роль в управлении городом. Он заключал соглашения с князем, участвовал вместе с ним в военных походах, участвавал в дипломатических переговорах. Он выбирался из небольшой ГруППЫ боярских семей. Тысяцкий был сборщиком налогов, для сбо ра ПОдатей весь город делился на десять сотен во главе с сотникалг,и до xiv в. тысяцкие избирались из небоярского населения. Архимандрит 5ыл главой черного духовенства, монашества. Он постоянно пребь1вал в Юрьевом монастыре. Владыка, затем архиепископ управля^ не Только вотчиной «святой Софии», но и участвовал во многих 1мирских делах. Он был посредником между князем и посадником, OKI также подписывал международные договоры. Он осуществлял контроль за эталонами мер и весов..Должность владыки была пожизненной, хотя и их, бывало, новгородцы .изгоняли. ^Князь вначал^ помещался на Ярославовом Дворище, на торговой стороне Новг-0р0да1 а затем за его пределами. Князь приводил с собой дружину s которая воевала вместе с новгородским ополчением. Он собирал платежи, которые шли в Новгород из других городов, он был также высшей судебной инстанцией. Правда, князья в Новгороде надолго не задерживались. За два столетия XI-XIII вв. в городе 58 раз сменились князья. Новгородское княжество было и в пору феодальной раздробленности, несмотря на то, что из него выделилось Псковское княжество и стало Крупнейшим на Руси: оно занимало территорию от Балтики и Белого моря до Урала. |