сбора податей весь город делился на десять сотен, во главе с сотниками. До Х1У века тысяцкие избирались из небоярского населения. Архимандрит был главой черного духовенства, монашества. Он постоянно пребывал в Ю рьевом монастыре. Владыка, затем архиепископ управлял не только вотчиной "святой Софии", но и участвовал во многих мирских делах. Он был посредником между князем и посадником, он также подписывал международные договора. Он осуществлял контроль за эталонами мер и весов. Должность владыки была пожизненной, хотя и их, бывало, новгородцы изгоняли. Князь вначале помещался на Ярославом Дворище на торговой стороне Новгорода, а затем за его пределами. Князь приводил с собой дружину, которая воевала вместе с новгородским ополчением. Он собирал платежи, которые шли в Новгород из других городов, он был также высшей судебной инстанцией. Правда, князья в Новгороде надолго не задерживались. За два столетия ХП-ХШ вв. в городе 58 раз сменились князья. Новгородское княжество было и в пору феодальной раздробленности, несмотря на то, что из него выделилось Псковское княжество, крупнейшим княжеством на Руси: оно занимало территорию от Балтики и Белого моря до Урала. В начале ХШ века южным и восточным княжествам пришлось столкнуться с татаро-монгольским нашествием, а северозападным княжествам пришлось выдержать натиск немецких орденов (меченосцев, ливонского, тевтонского). Летом 1240 г в устье Невы состоялась битва Александра Невского со шведами. После смерти Ярослава в середине XI на Руси усилились центробежные тенденции. Только внуку Ярослава Владимиру М ономаху на короткое время удалось сплотить Русь для борьбы с половцами. М ономахом прозван был в честь дяди по матери византийского императора Константина Мономаха. Владимир Мономах был инициатором проведения княжеских съездов с 1097 по 1110 годов, на которых русские князья, договорились не враждовать друг с |
ладают культурным потенциалом, необходимым для нового скачка в национально организованные этносы (Петрова И: А., 2000). Россия в это время уже была, но не в виде централизованного государства, а в виде отдельных княжеств. Русские княжества никогда даже после 882 г. не были едины, хотя и платили дань Киевским князьям. В них сохранялись обычаи и традиции племен, которые их основали, и собственная родоплеменная знать продолжала играть значительную роль, превратившись в бояр и землевладельцев. Относительное единство сохранялось благодаря знаменитому торговому пути «из варяг в греки». Нашествие половцев, образование новых торговых путей в Европе (в том числе благодаря крестовым походам) привели к упадку пути из варяг в греки. Еще .одной причиной феодальной раздробленности явилось отсутствие •четкого порядка престолонаследования, когда Киевский престол не'переходил от князя к старшему сыну, а занять его могли и братья, и дядья. Борьба шла между многочисленными претендентами не только за Киев, но и за любое другое княжество. В XII в. сложились три основных центра, на примере которых ясно видны различия в системах управления. Это Галицко-Волынская Русь, которая затем на 600 лет оказалась оторванной от истории России. Плодородное черноземье привело к раннему складываний крупного землевладения, а, следовательно, и боярства, которое часто противопоставляло себя князьям. В конце концов власть здесь захватили бояре, один из которых даже провозгласил себя князем, правда, всего на четыре года. В междоусобицу здесь постоянно вмешивались Венгрия и Польша. Своеобразная система управления сложилась в Новгородской республике. Главным органом управления здесь стало вече. Раньше считалось, что все свободные мужчины принимали в нем участие. Последние исследования показали, что в нем участвовали 400-500 владельцев городских усадеб. Вече приглашало и изгоняло князя, выбирало тысяцкого, посадника, владыку и архимандрита. Посадник играл ведущую роль в управлении городом. Он заключал соглашения с князем, участвовал вместе с ним в военных походах, участвавал в дипломатических переговорах. Он выбирался из небольшой ГруППЫ боярских семей. Тысяцкий был сборщиком налогов, для сбо ра ПОдатей весь город делился на десять сотен во главе с сотникалг,и до xiv в. тысяцкие избирались из небоярского населения. Архимандрит 5ыл главой черного духовенства, монашества. Он постоянно пребь1вал в Юрьевом монастыре. Владыка, затем архиепископ управля^ не Только вотчиной «святой Софии», но и участвовал во многих 1мирских делах. Он был посредником между князем и посадником, OKI также подписывал международные договоры. Он осуществлял контроль за эталонами мер и весов..Должность владыки была пожизненной, хотя и их, бывало, новгородцы .изгоняли. ^Князь вначал^ помещался на Ярославовом Дворище, на торговой стороне Новг-0р0да1 а затем за его пределами. Князь приводил с собой дружину s которая воевала вместе с новгородским ополчением. Он собирал платежи, которые шли в Новгород из других городов, он был также высшей судебной инстанцией. Правда, князья в Новгороде надолго не задерживались. За два столетия XI-XIII вв. в городе 58 раз сменились князья. Новгородское княжество было и в пору феодальной раздробленности, несмотря на то, что из него выделилось Псковское княжество и стало Крупнейшим на Руси: оно занимало территорию от Балтики и Белого моря до Урала. В начале XI 1 в. южным и восточным княжествам пришлось столкнуться с тат-аро-монгольским нашествием, а северо-западным княжествам причлось выдержать натиск немецких орденов (меченосцев, ливонского, тевтонского). Летом 1240 г. в устье Невы состоялась битва Александра Невского со шведами. После смерти Ярослава в середине XI в. на Руси усилились центробежные тенденции. Только внуку Ярослава Владимиру Мономаху на короткое время удалось сплотить Русь для борьбы с половцами. Мономахом он прозван был в честь дяди по матери, византийского императора Константина Мономаха. Владимир Мономах был инициатором проведения княжеских,съездов с 1097 по 1110 гг., на которых русские князья договорились не-враждовать друг с другом. Но вскоре забывали договоренности,: убивали друг друга, стремясь захватить себе новые княжества. Устав Владимира Мономаха составной частью вошел в Русскую правду Ярослава. Как в Уставе, так и в своем знаменитом Поучении Мономах выступает как миротворец, еерящий в силу закона и здравого смысла. Ему удалось сплотить вокруг -себя русские княжества, но после его смерти феодальная раздробленность резко усилилась. Из состава Киевской Руси выделяется Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская феодальная республика. Сам период феодальной раздробленности закономерен, соответствует уровню развития производительных сил, способствует быстрому развитию местного рынка. Города становятся центрами развития самобытной культуры, отстраиваются, расширяются. Мысль о единстве страны остается в народном творчестве и русских летописях. Однако феодальная раздробленность явилась одной из важнейших причин столь тягостного и гибельного для страны татаро-монгольского нашествия, которое началось в 1237 г., а закончилось лишь через 250 лет в 1480 г. Несмотря на постоянные набеги, грабежи и разрушения татарских полчищ процесс дробления русских княжеств в конце XIII и первой половине XIV в. усиливался, выделились княжества Ростовское, Ярославское, Угличское, Белозерское, Московское, Тверское, Нижегородское, Рязанское и другие. Этот процесс сильнее всего развивается на Севере ив междуречье Оки и Волги, так как пересеченная местность, леса затрудняли набегиЮрды. По сравнению со степными районами Север меньше пострадал. Феодальную раздробленность Орда использовала в своих целях. И многие русские князья принимали присягу языческим богам монгол, чтобы из их рук получить княжение. Раздробленность усиливалась также борьбой между княжеской властью и церковью. Митрополиты, получая сан свой, стремились встать между князьями, принимали участие в политических интригах. И все-таки церковь на Руси так-и не стала над княжеской властью, а стала параллельно с нею. Из рук князей получали землю и крестьяне, постепенно обогащаясь, что вызвало недовольства горожан. 'Ужё'В XIV в. появляется ересь, сторонники которой обличают цёрков'ников, призывают их к большему аскетизму и заботе*о простых верующих; '' Во второй половине XIV в. начинается процесс укрупнения княжеств и объединения их. В центре этого процесса стала Москва. Московский княЗьДмитрий Донской стал организатором совместной борьбы й-'Статаро-монголами. Не принимали участия в этой борьбе республики: Новгород и Псков, да и рязанский князь Олег, который 'Пришёл с дружиною к Дмитрию, но на самом деле служил для связи литовцев и Мамая, перешел на их сторону в дни Куликовской битвы. Таким образом, когда Европа уже полностью сформировалась как система государств, достигших максимального расцвета единственно возможного тогда способа производства — ручного труда, |