Проверяемый текст
[Использование материалов из своих более ранних работ является правомерным. Страницы обозначены в таблице исключительно для сведения об их объеме в общем объеме диссертации] Седова Н.Н., Правовые основы биоэтики: Монография-умф, 2004. — 224 с.
[стр. 73]

Двойственной представляется при этом роль церкви, которая, за неимением стабильной системы государственной власти претендовала на законотворческую деятельность в русском обществе.
Несмотря на утверждение православия, стиль жизни во многом оставался языческим.

Что представляла тогда русская медицина? В развитии медицины и здравоохранения « первопроходцами» стали в России именно служители церкви.
С принятием в России в X в.
христианства появляется монастырская медицина.
Лечением как ремеслом занимались монахи-лечцы.
Основана была монастырская медицина на применении культовых средств (молитвы, психотерапия, поклоны) в сочетании
с народной медициной (травы, мази, парная баня...).
Кроме того, монахи знали греческий и латинский язык — официальный язык всех ученых Европы в средние века, поэтому им была доступна вся имеющаяся тогда медицинская литература.
Монастырская медицина пользовалась лучшими творениями античной науки.

57 Целиком на монастырях лежала в XI— XIII вв.
и социальная функция призрения нетрудоспособных, как дело
“благотворения и христианския любви”.
Устав и великие князья предписывали монастырям заниматься
лечениебогоугодными делами, в том числе предоставлять больным — (бесплатное), нетрудоспособным — приют.
На богоугодные дела монастыри отдавали одну десятую часть своих доходов.
Отметим сразу, что уже на стадии монастырской медицины, которую можно смело определить как первую форму
институализации медицины в России, все соответствующие мероприятие не проводились без своеобразной «идеологической поддержки», которая целиком была сформулирована в виде нравственных постулатов православия.
Любовь к ближнему здесь краеугольный камень всей медицины.
Это, одновременно, и нравственный принцип, и принцип организационный.57
57Сабанов В.И.
Актуальные проблемы общественного здоровья и медицинского страхования /В.И.Сабанов.
Волгоград, 1996.
[стр. 8]

L когда ее народы представляли собой сформировавшиеся государства, в России только появились признаки будущей государственности, ее социальное разделение несло на себе явственный отпечаток племенной дифференциации, а военно-политические условия (татаро-монгольское нашествие) активно тормозили процесс политического и правового структурирования.
Патриархальные традиции русской общины предполагали иерархичность в получении и реализации прав как социальными группами, так и отдельными людьми.
Это выражалось в сохранении патерналистской морали во всех без исключения областях жизни.
К необходимости этого приводили и бесконечные войны, тяжесть двойного подчинения в эпоху татаромонгольского ига.
И вряд ли в таких условиях можно было говорить о каких-то правовых инвариантах регламентации профессиональной медицинской деятельности.
Причем та же двойная зависимость формировала и настроения вольности (не свободы еще,-а именно воли).
Кроме того, опыт избрания или приглашения князей, практика советов князя с дружиной, корпоративность, исключительно в военной сфере (объединяться вынуждал внешний враг), но, прежде всего, отсутствие.статусных институтов государственной власти — все это обусловило приоритет нравственной регуляции в сфере врачевания над правовой.
Таким образом, на данном историческом этапе право не является институализированным и не интегрирует в систему государственных отношений, поскольку не сложился еще главный субъект права — государство.
Период окончательного оформления русского централизованного государства (XV-XVI вв.) развил традиции понимания корпоративных и личных свобод, сформированные на предыдущих исторических этапах и институализировал основные гражданские права и обязанности.
Закрепленными в это время можно считать: 1.
Подчинение одному государю и одним государственным законам (следствие централизации и избавления от ига).
2.
Создание органов государственной власти (Боярская дума, Избранная Рада), которые формировали правовые отношения в различных сферах общественной жизни, и оформление правовых • отношений между государством и населением, между властью и подданными.
3.
Создание государственной структуры, специально предназначенной для контроля за соблюдением прав и обязанностей (судебная реформа, первый свод юридических законов — Судебник).
Право жить в государстве было реализовано, но баланс между правами личности, группы и правами государства еще не был достигнут.
Стохастические процессы в социальной жизни во многом были связаны с тем, что права групп не осознавались как таковые.
Нравственная интуиция народа уживалась с его же правовой безграмотностью.
Преодоление этой диспропорции было возможно только в условиях сильного государства и стабильной государственной власти.
Двойственной представляется при этом роль церкви, которая, за неимением стабильной системы государственной власти, претендовала на законотворческую деятельность в русском обществе.
Несмотря на утверждение православия стиль жизни во многом оставался языческим.


[стр.,9]

Что представляла тогда русская медицина? В развитии медицины и здравоохранения «первопроходцами» стали в России именно служители церкви.
С принятием в России в X в.
христианства появляется монастырская медицина.
Лечением как ремеслом занимались монахи-лечцы.
Основана была монастырская медицина на применении культовых средств (молитвы, психотерапия, поклоны) в сочетании
^народной медициной (травы, мази, парная баня...).
Кроме того, монахи знали греческий и латинский язык — официальный язык всех ученых Европы в средние века, поэтому им быладоступна вся имеющаяся тогда медицинская литература.
Монастырская медицина пользовалась лучшими творениями античной науки
(Сабанов В.
И., 1996).
Целиком на монастырях лежала в Xl-XIII вв.
и социальная функция призрения нетрудоспособных, как дело
«благотворения и хри-стианския любви».
Устав и великие князья предписывали монастырям заниматься
богоугодными делами, в том числе предоставлять больным — лечение (бесплатное), нетрудоспособным — приют.
На богоугодные дела монастыри отдавали одну десятую часть своих доходов.
Отметим сразу, что уже на стадии монастырской медицины, которую можно смело определить как первую форму
институалша-ции медицины в России, все соответствующие мероприятия не проводились без своеобразной «идеологической поддержки», которая целиком была сформулирована в виде нравственных постулатов православия.
Любовь к ближнему здесь — краеугольный камень всей медицины.
Это одновременно и нравственный принцип, и принцип организационный.

Некоторые монастырские больницы были очагами медицинского просвещения: в них обучались медицине, собирались греческие и византийские рукописи.
Во время эпидемий и военных действий они развертывали временные больницы и госпитали.
Постоянно ю действующих больниц было мало, и они почти не уцелели.
Как известно, от монастырских больничных палат берет свое начало история московских больниц.
-, , Разумеется, если применить к оценке того периода современный категориальный аппарат, то можно сказать, что отличительной особенностью Древней Руси является выделение самостоятельных организационных (но.
правовых ли?) видов медицинской помощи: 1) народная (регулировалась неправовыми средствами: обычаи, морально-этические нормы.); 2) монастырская (базировалась на положениях Церковного устава Владимира Святославича); 3) светская (основу регламентации составляли нормы Правды Русской — первого писаного свода правовых актов на Руси).
В данный период происходит формирование предпосылок регулирования оказания медицинской помощи.
В то же время период Московского государства относительно регламентации медицинской деятельности характеризовался централизацией управления медицинским делом в стране.
Ключевым признаком такой тенденции явилось создание в 1581 г.
Аптекарского приказа — первого в России государственного органа, осуществляющего управление всей сферой здравоохранения, Таким образом, неинституализированный социальный субъект не является объектом правового регулирования.
А древнерусская медицина была именно такой.
Кроме того, регуляцию оказания медицинской помощи осуществляли служители церкви через просвещение, предоставление материальной базы и нравственную (!) опеку.
Это значит, что этическая регуляция в российской медицине предвосхищает юридическую.
Но предопределяет ли она ее? Следующим периодом юридической

[Back]