Некоторые монастырские больницы были очагами медицинского просвещения: в них обучались собирались греческие и византийские рукописи. Во время эпидемий и военных действий они развертывали временные больницы и госпитали. Постоянно действующих больниц было мало, и они почти не уцелели. Как известно, от монастырских больничных палат берет свое начало история московских больниц. Разумеется, если применить к оценке того периода современный категориальный аппарат, то можно сказать, отличительной особенностью Древней Руси является выделения самостоятельных организационных (но правовых ли?) видов медицинской помощи: 1) народная (регулировалась неправовыми средствами (обычаи, морально-этические нормы)); 2) монастырская (базировалась на положениях Церковного Устава Владимира Святославича); 3) светская (основу регламентации составляли нормы Правды Русской первого, писаного свода правовых актов на Руси). В данный период происходит формирование предпосылок регулирования оказания медицинской помощи. В то же время период М осковского государства относительно регламентации медицинской деятельности характеризовался централизацией управления медицинским делом в стране. Ключевым признаком такой тенденции явилось создание в 1581 году Аптекарского приказа первого в России государственного органа, осуществляющего управление всей сферой здравоохранения Таким образом, неинституализированный социальный субъект не является объектом правового регулирования. А древнерусская медицина была именно такой. Кроме того, регуляцию оказания медицинской помощи осуществляли служители церкви через просвещение, предоставление материальной базы и нравственную (!) опеку. Это значит, что этическая регуляция в российской медицине предвосхищает юридическую предопределяет ли она ее? Но Следующим периодом юридической регуляции медицинской деятельности С.Г.Стеценко считает регулирование оказания медицинской |
Что представляла тогда русская медицина? В развитии медицины и здравоохранения «первопроходцами» стали в России именно служители церкви. С принятием в России в X в. христианства появляется монастырская медицина. Лечением как ремеслом занимались монахи-лечцы. Основана была монастырская медицина на применении культовых средств (молитвы, психотерапия, поклоны) в сочетании ^народной медициной (травы, мази, парная баня...). Кроме того, монахи знали греческий и латинский язык — официальный язык всех ученых Европы в средние века, поэтому им быладоступна вся имеющаяся тогда медицинская литература. Монастырская медицина пользовалась лучшими творениями античной науки (Сабанов В. И., 1996). Целиком на монастырях лежала в Xl-XIII вв. и социальная функция призрения нетрудоспособных, как дело «благотворения и хри-стианския любви». Устав и великие князья предписывали монастырям заниматься богоугодными делами, в том числе предоставлять больным — лечение (бесплатное), нетрудоспособным — приют. На богоугодные дела монастыри отдавали одну десятую часть своих доходов. Отметим сразу, что уже на стадии монастырской медицины, которую можно смело определить как первую форму институалша-ции медицины в России, все соответствующие мероприятия не проводились без своеобразной «идеологической поддержки», которая целиком была сформулирована в виде нравственных постулатов православия. Любовь к ближнему здесь — краеугольный камень всей медицины. Это одновременно и нравственный принцип, и принцип организационный. Некоторые монастырские больницы были очагами медицинского просвещения: в них обучались медицине, собирались греческие и византийские рукописи. Во время эпидемий и военных действий они развертывали временные больницы и госпитали. Постоянно ю действующих больниц было мало, и они почти не уцелели. Как известно, от монастырских больничных палат берет свое начало история московских больниц. -, , Разумеется, если применить к оценке того периода современный категориальный аппарат, то можно сказать, что отличительной особенностью Древней Руси является выделение самостоятельных организационных (но. правовых ли?) видов медицинской помощи: 1) народная (регулировалась неправовыми средствами: обычаи, морально-этические нормы.); 2) монастырская (базировалась на положениях Церковного устава Владимира Святославича); 3) светская (основу регламентации составляли нормы Правды Русской — первого писаного свода правовых актов на Руси). В данный период происходит формирование предпосылок регулирования оказания медицинской помощи. В то же время период Московского государства относительно регламентации медицинской деятельности характеризовался централизацией управления медицинским делом в стране. Ключевым признаком такой тенденции явилось создание в 1581 г. Аптекарского приказа — первого в России государственного органа, осуществляющего управление всей сферой здравоохранения, Таким образом, неинституализированный социальный субъект не является объектом правового регулирования. А древнерусская медицина была именно такой. Кроме того, регуляцию оказания медицинской помощи осуществляли служители церкви через просвещение, предоставление материальной базы и нравственную (!) опеку. Это значит, что этическая регуляция в российской медицине предвосхищает юридическую. Но предопределяет ли она ее? Следующим периодом юридической |