актуализируется эта проблематика при создании госпитальных школ с практическим обучением у постели больного. Либерально-демократические установки в отечественной медицины с этой поры начали просматриваться также отчетливо. Демократизм русских медиков определялся не только самим происхождением из слоев, близких к народной массе, но, прежде всего направлением деятельности, целиком посвященной служению народу. и Сочинил для пользы общенародной” эти слова, стоявшие на заглавном листе одного из произведений русского врача Д. С. Самойловича, являлись не случайной формулировкой, а действительно отвечали содержанию и направлению работы многих русских врачей. Но исконная противоречивость русского духа, о которой мы говорили выше, не сделала этот либеральный демократизм установкой на более тесные контакты с просвещенной Западной Европой. Наоборот, в XVIII в. началась непримиримая борьба русских врачей с иноземцами-бюрократами, хозяйничавшими в Медицинской коллегии и других правительственных учреждениях. Борьба велась за права русских ученых и рядовых врачей, за преодоление монополии иноземцев в органах управления и учебных заведениях, за допущение уроженцев России к профессуре, за преподавание на русском языке, узаконение возможности получения ученой степени в России без обязательной поездки для этого за границу. Четвертым этапом, по мнению А.Г.Стеценко, и вторым по нашему мнению, можно считать этап правового обеспечение медицинской деятельности в период Российской Империи (И четверть XVIII в,— 1917 год). Можно сказать, что это был период правового оформления централизованной системы медицинской помощи. Успехи русской медицинской науки в различных отраслях в XVIII в. явились основой последующего её развития в XIX в. В медицинском деле отмечаются некоторые положительные черты и целесообразные нововведения. Однако общее его состояние (высокая смертность и заболеваемость, |
регуляции медицинской деятельности С. Г. Стеценко считает регулирование оказания медицинской помощи во время правления Петра I (конец XVII — I четверть XVIII в.). Здесь трудно не согласиться, поскольку существуют соответствующие правовые документы этого периода. Если началом отношения государства к медицине как объекту правовой регуляции можно считать создание Аптекарского приказа, то необходимыми условиями реализации такого отношения стало создание Сената и Юстиц-коллегии. Аптекарский приказ в качестве органа управления здравоохранением был преобразован в Аптекарскую Канцелярию (1707 г.). а затем в Медицинскую Канцелярию (1725 г.). Нормативно-правовая база медицинской деятельности сформировалась за счет норм Воинского (1716 г.) и Морского (1720 г.) уста-I вое, а также Указа Петра I от 14 августа 1721 г. «Об учреждении I в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям». Именно этот период характеризуется ярко выраженным государственно-правовым механизмом регламентации медицинской деятельности и структурными изменениями в области управления здравоохранением. Признаками реорганизации здравоохранения являются значительная централизация управления медицинским делом,в стране и существенное влияние государства на общественные процессы, происходящие в сфере медицинской деятельности.,Характерно, что данные явления были отличными от положения, дел с регулированием медицины в ведущих странах Европы, где значительная роль принадлежала диспозитивным методам, и влияние государства было выражено незначительно. Врачевание получило все необходимые условия для того, чтобы развиваться в правовом поле. Этот же период можно считать и новым этапом моральной регу-пяции. Действительно, если в монастырской медицине связь нравственности и врачевания осуществлялась через религию, то, начиная с эпохи Петра !, она уже отчетливо просматривается в профессиональной и социальной позиции персоналий — российских врачей и ученых-медиков. Особенно актуализируется эта проблематика при создании госпитальных школ с практическим обучением у постели больного. Либерально-демократические установки в отечественной медицине с этой поры начали просматриваться также отчетливо. Демократизм русских медиков определялся не только самим происхождением из слоев, близких к народной массе, но, прежде всего, направлением деятельности, целиком посвященной служению народу. .«Сочинил для пользы общенародной» — эти слова, стоявшие на заглавном листе одного из произведений русского врача Д, С. Самойловича, являлись не случайной формулировкой, а действительно отвечали содержанию и направлению работы многих русских врачей. Но исконная противоречивость русского духа, о которой мы говорили выше, не сделала этот либеральный демократизм установкой на более тесные контакты с просвещенной Западной Европой. Наоборот, в XVIII в. началась непримиримая борьба русских врачей с иноземцамибюрократами, хозяйничавшими в Медицинской коллегии и других правительственных учреждениях. Борьба велась за права русских ученых и рядовых врачей, за преодоление монополии иноземцев в органах управления и учебных заведениях, за допущение уроженцев России к профессуре, за преподавание на русском языке, узаконение возможности получения ученой степени в России без обязательной поездки для этого за границу. Четвертым этапом, по мнению С. Г. Стеценко, и вторым — По нашему мнению, можно считать этап правового обеспечения медицинской деятельности в период Российской Империи (II четверть XVIII в. — 1917 г.). Можно сказать, что это был период правового оформления централизованной системы медицинской помощи. Успехи русской медицинской науки в различных отраслях в XVIII в. явились основой последующего ее развития в XIX в. В медицинском деле отмечаются некоторые положительные черты и целесообразные нововведения. Однако общее его состояние'"(вьюокая смертность и заболеваемость, эпидемии, недостаточная медицин-" екая помощь населению) оставалось весьма неблагоприятным1; :> Самая передовая в условиях того времени отечественная медицинская наука и успехи ее в отдельных областях не могли на практике привести к оздоровлению условий жизни населения и повысить санитарный уровень в стране. Частным выражением этих общих условий являлось ничтожное количество врачей, наличие их исключительно в<:крупных городах и местах сосредоточения войск, полное лишение медицинской помощи сельских жителей, т. е. огромной части населения страны. Однако в этот период сложились характерные черты русской общественной медицины. Из различных отраслей общественной медицины наибольшее развитие получила земская медицина, возникновение которой непосредственно связано с введением .в. 60-х гг. XIX в. так называемого земского самоуправления. Развитие земской медицины обусловлено, естественно, традиционным для русских общинным образом жизни, о котором мы говорили выще. Земская реформа (1864) затронула организацию медицинской помощи сельскому населению, до того практически полностью лишенному ее. Земская медицина должна была сосуществовать и сотрудничать с фабрично-заводской медициной («Положение комитета министров» от 26 августа 1866 г. обязывало владельцев промышленных предприятий за свой счет организовывать и содержать больницы из расчета 10 коек на 1000 работающих). Это ке могло не сказаться на организации городской медицины (передача управления медицинскими и другими учреждениями из лршэ'за общественного призрения органам городского самоуправления — думам; существовали «думские врачи» для амбулаторного приема и посещения больных на дому бесплатно и т. д.). Земская медицина представляет собой оригинальное, самобытное явление, огромный шаг вперед в рационализации охраны здоровья населения. «Западная Европа выработала медицинскую помощь в болезнях преимущественно в виде личного дела больного и служащего ему врача, на правах ремесла или торговли. Русская земская медицина явилась чисто общественным делом», — писал профессор М. Я. Капустин. Далее он "продолжает: «Как высший, так и узкий интерес земского врача заключается в сокращении числа больных и продолжительности болезней. Задачи лечащей медицины и гигиены здесь идут рука об руку в неразрывной связи» (Капустин М. Я., 1889). '• п Неутомимый пропагандист приоритета отечественной медицины за рубежом в отношении организации медицинской помощи на'селе, выдающийся ученый и общественный деятель Ф. Ф. Эрисман в 1903 г. писал: «Те человеколюбивые начала, которые лежат в основе земского обслуживания больного, были бы односторонни и лишь отчасти достигали бы поставленной цели, |