Проверяемый текст
[Использование материалов из своих более ранних работ является правомерным. Страницы обозначены в таблице исключительно для сведения об их объеме в общем объеме диссертации] Седова Н.Н., Правовые основы биоэтики: Монография-умф, 2004. — 224 с.
[стр. 78]

правах ремесла или торговли.
Русская земская медицина явилась чисто общественным делом”, писал профессор М.
Я.
Капустин.
Далее он продолжает:
“Как высший, так и узкий интерес земского врача заключается в сокращении числа больных и продолжительности болезней.
Задачи лечащей медицины и гигиены здесь идут рука об руку в неразрывной связи”.

56 Неутомимый пропагандист приоритета отечественной медицины за рубежом в отношении организации медицинской помощи на селе, выдающийся ученый и общественный деятель Ф.
Ф.
Эрисман в
1897 г.
писал: и Те человеколюбивые начала, которые лежат в основе земского обслуживания больного, были бы односторонни и лишь отчасти достигали бы поставленной цели, если бы они по мере возможности не охватывали также и медицины предупредительной.
Действительно, в деятельности земского врача добрый кусок относится к общественному здравоохранению, и земства, придав бесплатной помощи больному сельскому населению тот именно вид, который она имеет в настоящее время, сделали много для общественной гигиены”.
И далее:
“Врачебная профессия есть, конечно, прекрасная человеколюбивая профессия, но когда она принимает форму свободной практики, т.
е.
когда существование врача обеспечено только ею, тогда выступает вперед эгоистическое начало.
Совсем в другой этической плоскости находится земский врач...
Он осуществляет общественную функцию, за которую
он не получает гонорара в каждом данном случае.
Он рассматривает больного лишь с точки зрения врача, здесь нет места для мысли о том, что больной является предметом наживы...
От организации бесплатной врачебной помощи выигрывают не только больные, но и врач”.

57 К X IX веку относится и формирование основных принципов медицинской этики.
В начале века профессором Московского Университета М.Я.Му,
была переведена на русский язык клятва Гиппократа.5657 56Капустин М.Я.
Основные вопросы земской медицины /М.Я.Капустин СПбю, 1889.
С.
7 8.
57 Эрисман Ф.Ф.
Профессиональная гигиена умственного и физического труда /Ф.Ф.Эрисман —М., 1903.
С.
14 4 -14 5 .
[стр. 11]

Четвертым этапом, по мнению С.
Г.
Стеценко, и вторым — По нашему мнению, можно считать этап правового обеспечения медицинской деятельности в период Российской Империи (II четверть XVIII в.
— 1917 г.).
Можно сказать, что это был период правового оформления централизованной системы медицинской помощи.
Успехи русской медицинской науки в различных отраслях в XVIII в.
явились основой последующего ее развития в XIX в.
В медицинском деле отмечаются некоторые положительные черты и целесообразные нововведения.
Однако общее его состояние'"(вьюокая смертность и заболеваемость, эпидемии, недостаточная медицин-" екая помощь населению) оставалось весьма неблагоприятным1; :> Самая передовая в условиях того времени отечественная медицинская наука и успехи ее в отдельных областях не могли на практике привести к оздоровлению условий жизни населения и повысить санитарный уровень в стране.
Частным выражением этих общих условий являлось ничтожное количество врачей, наличие их исключительно в<:крупных городах и местах сосредоточения войск, полное лишение медицинской помощи сельских жителей, т.
е.
огромной части населения страны.
Однако в этот период сложились характерные черты русской общественной медицины.
Из различных отраслей общественной медицины наибольшее развитие получила земская медицина, возникновение которой непосредственно связано с введением .в.
60-х гг.
XIX в.
так называемого земского самоуправления.
Развитие земской медицины обусловлено, естественно, традиционным для русских общинным образом жизни, о котором мы говорили выще.
Земская реформа (1864) затронула организацию медицинской помощи сельскому населению, до того практически полностью лишенному ее.
Земская медицина должна была сосуществовать и сотрудничать с фабрично-заводской медициной («Положение комитета министров» от 26 августа 1866 г.
обязывало владельцев промышленных предприятий за свой счет организовывать и содержать больницы из расчета 10 коек на 1000 работающих).
Это ке могло не сказаться на организации городской медицины (передача управления медицинскими и другими учреждениями из лршэ'за общественного призрения органам городского самоуправления — думам; существовали «думские врачи» для амбулаторного приема и посещения больных на дому бесплатно и т.
д.).
Земская медицина представляет собой оригинальное, самобытное явление, огромный шаг вперед в рационализации охраны здоровья населения.
«Западная Европа выработала медицинскую помощь в болезнях преимущественно в виде личного дела больного и служащего ему врача, на правах ремесла или торговли.
Русская земская медицина явилась чисто общественным делом», — писал профессор М.
Я.
Капустин.
Далее он "продолжает:
«Как высший, так и узкий интерес земского врача заключается в сокращении числа больных и продолжительности болезней.
Задачи лечащей медицины и гигиены здесь идут рука об руку в неразрывной связи»
(Капустин М.
Я., 1889).
'• п Неутомимый пропагандист приоритета отечественной медицины за рубежом в отношении организации медицинской помощи на'селе, выдающийся ученый и общественный деятель Ф.
Ф.
Эрисман в
1903 г.
писал: «Те человеколюбивые начала, которые лежат в основе земского обслуживания больного, были бы односторонни и лишь отчасти достигали бы поставленной цели,

[стр.,12]

если бы они по мере возможности не охватывали также и медицины предупредительной.
Действительно, в деятельности земского врача добрый кусок относится к общественному здравоохранению, и земства, придав бесплатной помощи больному сельскому населению тот именно вид, который она имеет в настоящее время, сделали много для общественной гигиены».
И далее:
«Врачебная профессия есть, конечно, прекрасная человеколюбивая профессия, но когда она принимает форму свободной практики, т.
е.
когда существование врача обеспечено только ею, тогда выступает вперед эгоистическое начало.
Совсем в другой этической плоскости находится земский врач...
Он осуществляет общественную функцию, за которую
не получает гонорара в каждом данном случае.
Он рассматривает больного лишь с точки зрения врача, здесь нет места для мысли о том, что больной является предметом наживы...
От организации бесплатной врачебной помощи выигрывают не только больные, но и врач»
(Эрисман Ф.
Ф., 1903).
К XIX в.
относится и формирование основных принципов медицинской этики.
В начале века профессором Московского университета М.
Я.

Мудровым была переведена на русский язык клятва Гиппократа.
Впоследствии все российские врачи принимали основанное на клятве Гиппократа «Факультетское обещание русских врачей».
Среди других персоналий отечественной медицины, которые выступили создателями и трансляторами этической культуры врачевания, необходимо отметить Н.
Н.
Пирогова и его «Анналы хирургической клиники».
Кстати, известный хирург отмечал определенные противоречия западноевропейской и российской врачебной этики.
Ему принадлежат слова: «В бытность мою за границей я достаточно убедился, чтр научная истина далеко не есть главная цель знаменитых клиницистов и хирургов.
Я убедился достаточно, что нередко принимались меры в знаменитых клинических заведениях не для открытия, а для затемнения научной истины.
Было везде заметно стремление продать товар лицом.
И это бы еще ничего.
Но, вместе с тем, товар худой и недоброкачественный продавался за хороший» (Пирогов Н.
Н., 1879).
, , , ;;., , Этические принципы и идеалы русских врачей были не только мотивом их профессиональной, но и, социальной деятельности.
С.
П.
Боткин, Н.
В.
Склифосовский, Ф.
Ф, Эрисман, А.
П.
Доброславин, И.
И.
Моллесон, Д.
Н.
Жбанков и другие выдающиеся врачи и организаторы, осуществляя лечебную деятельность, одновременно выступали за общественное врачевание и общественную гигиену, за доступность врачебной помощи населению и нормальные санитарно-гигиенические условия жизни народа.
, К концу XIX в.
в России в результате ряда политических и экономических реформ сложились предпосылки,для создания общенациональной системы здравоохранения, охватывающей если не всю, то значительную часть городского и сельского населения.
Сельские участковые (земские) больницы стали центрами лечебно-профилактической, и санитарной помощи.
Так были заложены основы врачебной службы на селе.
В состав сельского врачебного участка, кроме стационара и амбулатории, входили 1-2 фельдшерских пункта и аптека.
В условиях ограниченного числа врачей особенно важна была универсальность медицинской помощи, оказываемой в земской больнице.
Сложился тип земского врача, универсала, обладающего широким кругом знаний и, практических навыков.
Точная и полная регистрация обращений, высокий научный уровень деятельности земских врачей позволили создать достоверную статистику заболеваемости и смертности.
Анализ полученных данных дал мощное средство для проведения санитарно-профилактической деятельности.
Намного опередив свое время, земская медицина провозгласила необходимость и осуществила на практике сочетание

[Back]