Проверяемый текст
[Использование материалов из своих более ранних работ является правомерным. Страницы обозначены в таблице исключительно для сведения об их объеме в общем объеме диссертации] Седова Н.Н., Правовые основы биоэтики: Монография-умф, 2004. — 224 с.
[стр. 84]

социальные институты также приобретают элитистские черты.
Что позволяет остальным структурным компонентам общества развиваться по направлению к определенной цели или идеалу.
Возможно, это смелое высказывание, но мы полагаем, что современный высокий уровень кардиологии в нашей стране обусловлен, в частности, тем, что партийная элита страдала в массе своей сердечно-сосудистыми заболеваниями.
И то, что академик Чазов делал когдато для избранных, со временем становилось достоянием всех.
Подтверждение тому существующие в стране кардиоцентры.
Другое дело моральное обоснование такого положения дел.
Когда этот объективный процесс стараются скрыть за лозунгами и выдать желаемое за действительное, теряется вера в нравственные принципы медицины вообще.
Кроме того, начинается расхождение правового статуса и моральной оценки действительного положения дел в медицине, думается, именно это имел в виду академик Ю.Лопухин.
Но годы развития медицины в период Советского Союза интересны для нас с другой стороны.
Во-первых, родилась отечественная медицинская деонтология прообраз медицинской этики, которая, в свою очередь стала прообразом биоэтики.
В 1944 году вышла книга известного онколога Н.Н.Петрова «Вопросы хирургической деонтологии» (переиздавалась 5 раз!).
В ней содержатся основные принципы долженствования в медицине.
Надо отметить, что этика, помимо деонтологии, имеет вторую сторону аксиологию.
Если первая составляющая это нормы и принципы, то вторая это оценки.
Современное этическое консультирование построено на оценочной деятельности, предписания являются следствием из нее.
Но становление происходило, естественно, по телеологическому принципу — сначала формулировались предписания, которые должны выполняться в медицине.
Второй этап оценка реальной деятельности на основе должного, а третий этап выработка новых предписаний на основе полученных оценок.
Однако и в первом
деонтологическом руководстве содержались идеи, которые сейчас успешно существуют в биоэтике.
Так, в уже упоминавшейся
[стр. 15]

развиваться по направлению к определенной цели или идеалу.
Возможно, это смелое высказывание, но мы полагаем, что современный высокий уровень кардиологии в нашей стране обусловлен, в частности, тем, что партийная элита страдала в массе своей сердечно-сосудистыми заболеваниями.
И то, что академик Чазов делал когда-то для избранных, со временем становилось достоянием всех.
Подтверждение тому — существующие в, .стране кардиоцентры.
Другое дело —моральное обоснование такого положения дел Когда этот объективный процесс стараются скрыть за лозунгами и выдать желаемое за действительное, теряется вера .в нравственные принципы медицины вообще.
Кроме того, начинается расхождение правового статуса и моральной оценки действительного положения дел в медицине.
Думается, именно это имел в виду академик Ю.
Лопухин.
Но годы развития медицины в период Советского Союза интересны для нас с другой стороны.
Вопервых, родилась отечественная медицинская деонтология — прообраз медицинской этики, которая, в свою очередь, стала прообразом биоэтики.
В 1944 г.
вышла книга известного онколога Н.
Н.
Петрова «Вопросы хирургической деонтологии» (переиздавалась 5 раз).
В ней содержатся основные принципы долженствования в медицине.
Надо отметить, что этика, помимо деонтологии, имеет вторую сторону — аксиологию.
Если первая составляющая — это нормы и принципы, то вторая — это оценки.
Современное этическое консультирование построено на оценочной деятельности, предписания являются следствием из нее.
Но становление происходило, естественно, по телеологическому принципу — сначала формулировались предписания, которые должны выполняться в медицине.
Второй этап — оценка реальной деятельности на основе должного, а третий этап — выработка новых предписаний на основе полученных оценок.
Однако и в первом
деонтологичееком руководстве содержались идеи, которые сейчас успешно существуют в биоэтике.
Так, в уже упоминавшейся
работе Н.
Петрова был фактически сформулирован принцип информированного согласия.
Звучал он следующим образом: «...информация больного о его болезни должна быть приспособлена к его пониманию, но ее можно и нужно изложить в доступной и понятной форме как для высокообразованного больного, как для больного, не знающего медицину, так и для больного — врача».
Развитие медицинской этики при Советской власти шло достаточно неровно.
Здесь сказывалась не только монополизация моральных проблем компартией, которая выступала как олицетворение нравственного идеала (как Бог в христианстве) и, следовательно, все этические принципы в медицине должны были быть подчинены задекларированным общегосударственным принципам.
Здесь сказывалась еще и конъюнктура внутримедицинская, а чаще всего •— просто неграмотность чиновников от медицины.
Так, например, нарком здравоохранения Н.
А.
Семашко выступал против сохранения врачебной тайны как буржуазного пережитка.
И ее не сохраняли.
В листках временной нетрудоспособности писали диагноз, который становился достоянием руководства по месту работы заболевшего, его родственников, друзей и врагов.
Развивалось иждивенческое отношение к медицине со стороны пациентов, поскольку бесплатный характер медицинской помощи никак не подкреплялся какими бы то ни было обязательствами пациента.
Сейчас мы говорим о защите прав пациента, а в годы советского здравоохранения впору было говорить о защите прав врача.
Болезнями прикрывали преступления, отлынивали от

[Back]