синкретизма неразделенности государства и общества. А попытки разделить их привели, по мнению многих исследователей, к двум катастрофам (1917 г. и 1991 г.)1. Как представляется, понятие «дезорганизованное» («синкретическое») общество применимо к российскому социуму как его константная характеристика, воспроизводящая цивилизационный архетип (в условиях России представленный мобилизационным аксиологотехнологическим инструментарием) его бытия. Применительно же к нынешнему переходному состоянию общества, находящемуся в условиях ослабления регулятивных скреп цивилизационных, культурных, политических, оправдано использование понятия «демаркированное общество», под которым понимается конкретно-исторический феномен, характеризующийся «транзитным синдромом» поиском новой парадигмы своего развития. Демаркированное общество воплощает тот непреложный факт, что рожденные в рамках предыдущей исторической стратегемы противоречия своевременно не разрешались, а, более того, наслаиваясь, переходили в последующую политико-культурную стратегему развития общества, делая всеобъемлющим его идентификационный кризис. По мнению В.С. Семенова, за последние примерно двадцать лет в нашей стране произошло «тройное умножение» противоречий, причем каждое последующее умножение проявлялось более быстро, скоротечно и угрожающе. Первая группа противоречий сложилась к 1985 г., т. е. к началу «перестройки». Это противоречия между производительными силами и производственными отношениями, отношениями производства и распределения, экстенсивного и интенсивного общественного развития и др. В период горбачевской перестройки (1985-1991 гг.) на них наложилась вторая группа противоречий, таких, как противоречия между 116 1 Там же. С. 246-249, 291-292. |
227 ним, т. е. капитулировать перед снижением эффективности. Общество в состоянии дезорганизации воплощает непреодоленный синкретизм, когда оно фактически сливается с государством. Как идеология царской государственности с идеей «православия, самодержавия, народности», так и советская идеология («вождь отец народа») исходили из синкретизма неразделенности государства и общества. А попытки разделить их привели к двум катастрофам (1917 г. и 1991 г.)10. Как представляется, понятие «дезорганизованное» (синкретическое) общество применимо к российскому социуму как его константная характеристика, воспроизводящая цивилизационный инвариант (в условиях России представленный мобилизационным аксиолого-технологическим инструментарием) его бытия. Применительно же к характеристике переходного состояния общества, в условиях ослабления регулятивных скреп цивизационных, культурных, политических более оправдано использование понятия «демаркированное общество». Это общество есть конкретно-исторический феномен, определяемый «транзитным синдромом» поиском новой парадигмы/стратегемы своего развития. Оно воплощает тот непреложный факт, что рожденные в рамках предыдущей исторической стратегемы противоречия своевременно не разрешались, а, более того, наслаиваясь, переходили в последующую политикокультурную стратегему структурирования общества, делая всеобъемлющим его идентификационный кризис. По мнению В.С. Семенова, за последние примерно двадцать лет в стране СССР-России произошло «тройное умножение» противоречий, причем каждое последующее умножение проявлялось более быстро, скоротечно и угрожающе. Первая группа противоречий сложилась к 1985 г., т. е. к началу «перестройки». Это противоречия между производительными силами и производственными отношениями, отношениями производства и распределения, экстенсивного и интенсивного общественного развития и др. В период горбачевской 10 Там же. С. 246-249,291-292. |