Проверяемый текст
Носков Владимир Алексеевич. Политико-культурное развитие российского общества (Диссертация 2001)
[стр. 131]

идентичности, когда «тотем» необходимо защищать от «чужих».
Повышение деструктивного потенциала в обществе до опасных пределов есть свидетельство того, что кризис идентичности принимает всеобщий характер, охватывая общество в целом, составляющие его группы и классы, а также личностный уровень бытия.
По мнению немецкого философа В.
Хесле, сущностью кризиса коллективной идентичности является уменьшение идентификации индивидов с имеющейся реальностью, которую они прежде поддерживали.
Причины этого отрицание символов, распад коллективной памяти, представленной традицией, утрата веры в будущее, дисгармония между описательными и нормативными образами себя, прерывистость в истории, несоответствие между представлением культуры о самой себе и ее образами в других культурах, чувство неполноценности относительно более совершенной культуры, кризис идентичности институтов, напрямую связанный с кризисом идентичности поддерживающих их индивидов.*
1 Кризис идентичности проявляется в возрастании конфликтогенного характера общественных связей и коммуникаций, непредсказуемости в долговременной перспективе поведения их участников.
Это находит выражение, прежде всего, в реанимации старых стереотипов и ценностей, причем зачастую в архаической смысловой оболочке, будь это образные конструкции «врага» с
новыми чертами или же «светлого будущего» с многообещающими перспективами.
Возможна и другая форма протекания идентификационного кризиса, а именно, появление у значительных групп людей ощущение «ценностного вакуума» феномена аномии, что особенно зримо проявляется на
поведенческом уровне индивидуального и группового бытия: тяготение, зачастую, к агрессивным, радикальным формам деятельности, к асоциальному поведению и деструкции.
1 Хесле В Кризис индивидуальной и коллективной идентичности //Вопросы философии.
1994.
X? 10.
С.
121
1 См.: Ачкасов В.А.
Россия как разрушающееся традиционное общество //Полис.
2001.

Х« 3.
С.
84-85.
131
[стр. 242]

243 В обществе-демосе национальная идея ненавязчивый реальный регулятор различных сфер его жизнедеятельности, тогда как в обществе-охлосе она становится абстрактным, отстраненным идентификатором, упорядочивающая сила которого слабо коррелируется с реальной общественной практикой, а скорее напоминает тотемное божество, которому нужно время от времени поклоняться.
Данное божество может принимать различные облики (содержательные начала), но суть от этого не меняется, ибо индивидуальные и групповые интенции, как правило, находят свое выражение не в созидательной, а в разрушительной активности.
Но повышение роли деструктивной импульсации до опасных пределов есть свидетельство того, что кризис идентичности принимает всеобщий характер, охватывая общество в целом, составляющие его группы и классы, а также личностный уровень бытия.
По мнению немецкого философа В.
Хесле, сущностью кризиса коллективной идентичности является уменьшение идентификации индивидов с имеющейся реальностью, которую они прежде поддерживали.
Причины этого отрицание символов, распад коллективной памяти, представленной традицией, утрата веры в будущее, дисгармония между описательными и нормативными образами себя, прерывистость в истории, несоответствие между представлением культуры о самой себе и ее образами в других культурах, чувство неполноценности относительно более совершенной культуры, кризис идентичности институтов, напрямую связанный с кризисом идентичности поддерживающих их индивидов"
Кризис идентичности проявляется в возрастании конфликтогенного характера общественных связей и коммуникаций, непредсказуемости в долговременной перспективе поведения их участников.
Это находит выражение, прежде всего, в реанимации старых стереотипов и ценностей, причем зачастую в архаической смысловой оболочке, будь это образные конструкции «врага» с
30 30 Хесле В.
Кризис индивидуальной и коллективной идентичности //Вопросы философии.
1994.
№ 10.
С.
121


[стр.,243]

244 новыми чертами или же «светлого будущего» с другими многообещающими перспективами.
Возможна и другая форма протекания идентификационного кризиса, а именно, появление у значительных групп людей ощущение «ценностного вакуума» феномена аномии, что особенно зримо проявляется на
бихевиоральном (поведенческом) уровне индивидуального и группового бытия, характеризующегося рассогласованностью коммуникативной цепочки «акция реакция».
В плане поведения первая группа тяготеет, зачастую, к агрессивным, радикальным формам деятельности, вторая к асоциальному поведению и деструкции.
Обе группы, несомненно, представляют «питательную почву» для политического радикализма в нашей стране.31 Идентификации, как правило, институализированы, т.е.
связаны с основными социальными институтами, такими как семья, государство, экономика и т.д.
и проявляются через соответствие поведенческой активности институциональным требованиям, а также через адекватную реакцию институтов.
В условиях же разрушения и радикального изменения общественных институтов экзистенция российского человека характеризуется ощущением своей заброшенности и ненужности обществу и государству.
Так, на вопрос: «С кем и в какой степени испытывают чувство общности россияне?» даются ответы, из которых на первом месте (79 %) идет ответ «со своей семьей» и лишь на восьмом месте (27,8 %) «с россиянами».32 Социологические опросы фиксируют резкое падение доверия населения к большинству общественных институтов, прежде всего институтам власти.
С 1990г.
(генезисная фаза современного утилитаризма) по 1994г.
(кризисная его фаза) данные показатели характеризуются следующими цифрами.
Доверие к суду уменьшилось с 38,6 до 24,0 %, профсоюзам с 42,8 % до 16,5 %, прокуратуре с 38,5 % до 20,0 %, милиции с 31,8 % до 14,7 %, армии с 55,8 % до 48,0 %, правительству с 42,2 % до 13,6 %.
Можно добавить, что за этот же период резко возросло недоверие граждан к политическим пар31 См.: Ачкасов В.
А.
Россия как разрушающееся традиционное общество //Полис.
2001.

№ 3.
С.
84-85.
32 См.: Свободное слово.
Интеллектуальная хроника: 1998-1999.
М/.
ИФРАН, 2000.
С.54.

[Back]