Проверяемый текст
Носков Владимир Алексеевич. Политико-культурное развитие российского общества (Диссертация 2001)
[стр. 154]

мнение» может стать не выражением того, что думает народ, а скорее воплощением мыслей тех, кто им управляет.
Это актуализирует рефлексивную работу ученых-обществоведов, рассматривающих возможные стратегии развития России.
По сути, к неограниченному индивидуализму призывает Б.А.

Грушин1.
Другие справедливо предупреждают, что при таком варианте общественного развития Россия будет сотрясаться конфликтами, социально-культурным расколом, упадком интеллектуального
потенциала2.
Попытку обосновать доминирование либеральных тенденций в структуре ценностей россиян предпринимает Н.И.
Лапин.
По его мнению, в аксиологическом поле можно выделить три ценности, позволяющие сделать вывод о
стратегическом векторе движения общества свободу, власть, вольность (вседозволенность).
Если в иерархии 14 ценностей свобода в 1990 г.
находилась на 5 месте, то в 1994 г.
она поднялась на 4 место, которое сохранилось за ней и в 1998 г.
К концу XX века около половины россиян высоко ценят свободу и достойны отношения к себе именно как к свободным гражданам своей
страны3.
Власть как ценность занимает стабильно последнее место у россиян: 7,8 % (1990 г.), 15,8 % (1994 г.), 11,3 % (1998 г.).
Но нужно подчеркнуть, что это активное меньшинство, рассматривающее власть как возможность оказывать влияние на других.
Вольность, или вседозволенность, противоположна ценности власти, ибо если последняя, так или иначе, легитимирована в законах и нормах, то вольность означает отсутствие ограничений для субъективного произвола.
Причем, социологические опросы на протяжении 90-х годов показывают рост готовности в обществе оправдать вседозволенность, не смягчая ее «обстоятельствами».
Так, свое полное согласие с суждением «Бывают обстоятельства, когда человек сам,
1 Грушим Б А.
Смена цивилизаций //Свободная мысль 1991.

■ № 18.
С.
27.
2 См.: Рахитов А И.
Цивилизация, культура, технология и рыиок//Вопросы философии, 1992.
-№ 5.
С.
3.
•' См.: Лапин И И.
Пути России: социокультурные трансформации.
М.: ИФРАН, 2000.
С.
172.

154
[стр. 274]

275 тайную рефлексивную работу (как главное предназначение интеллигенции) и элементарный здравый смысл (здоровый скепсис народа по отношению к любым властным структурам).
Более того, в условиях переживаемого российским социумом состояния ценностной аномии, затянувшегося поиска ценности-атрактора (национальной идеи) возрастает опасность, исходящая от технической власти, пытающейся заполнить образовавшийся ценностный вакуум технологизированной активностью, т.е.
выглядеть в глазах общественности «специалистом», а не «мудрым правителем».
Но подобный «способ работы» власти с человеческим материалом отторгается аксиологизированной ментальностью, замкнутой на постоянный поиск символики, несущей глубинные смыслы, а не предлагающей конкретные программы действий.
В данном контексте убедительной представляется точка зрения В.В.
Ильина: «Безоглядный технологизм в атрофии символизма чреват разбалансами.
Острыми, непоправимыми.
Довольно понять, что наличное композиционное бытие, если отказать ему в ценностном значении, вообще утратит свойство существования».*5 По-прежнему открытым остается вопрос, какая стратегия развития предпочтительнее для России.
Одни исследователи считают, что либеральная36.
По сути, к неограниченному индивидуализму призывает Б.А.

Грушин85 86 87.
Другие справедливо предупреждают, что при таком варианте общественного развития Россия будет сотрясаться конфликтами, социально-культурным расколом, упадком интеллектуального
потенциала88.
Попытку обосновать доминирование либеральных тенденций в структуре ценностей россиян предпринимает Н.И.
Лапин.
По его мнению, в аксиологическом поле можно выделить три ценности, позволяющие сделать вывод о
стра85 Ильин В.В.
Философия.
М.: Академ, проект, 1999.
С.
544.
86 См.: Моисеев Н.Н.
Сумерки России.
Рассвет или закат? Россия на перепутье.
И Полис, 1993.
№ 1.
С.
14.
87 Грушин Б.А.
Смена цивилизаций //Свободная мысль.
1991.

№ 18.
С.
27.
м См.: Ракитов А.И.
Цивилизация, культура, технология и рынок //Вопросы философии, 1992.
-№ 5.
С.
3.


[стр.,275]

276 тегическом векторе движения общества свободу, власть, вольность (вседозволенность).
Если в иерархии 14 ценностей свобода в 1990 г.
находилась на 5 месте, то в 1994 г.
она поднялась на 4 место, которое сохранилось за ней и в 1998 г.
К концу XX века около половины россиян высоко ценят свободу и достойны отношения к себе именно как к свободным гражданам своей
страны89 90 91.
Власть как ценность занимает стабильно последнее место у россиян: 7,8 % (1990 г.), 15,8 % (1994 г.), 11,3 % (1998 г.).
Но нужно подчеркнуть, что это активное меньшинство, рассматривающее власть как возможность оказывать влияние на других.
Вольность, или вседозволенность, противоположна ценности власти, ибо если последняя, так или иначе, легитимирована в законах и нормах, то вольность означает отсутствие ограничений для субъективного произвола.
Причем, социологические опросы на протяжении 90-х годов показывают рост готовности в обществе оправдать вседозволенность, не смягчая ее «обстоятельствами».
Так, свое полное согласие с суждением «Бывают обстоятельства, когда человек сам,
по своей воле может посягнуть на жизнь другого человека» выразило в 1990 г.
24 % респондентов, в 1994 г.
27,9 %, в 1998 г.
31,0%".
Результаты вопросов, по мнению Н.И.
Лапина, показывают, что не обнаруживается значимой связи ценности свободы с властью и вольностью.
Поэтому, несмотря на рецидивы и мистификации традиционализма в России продолжается социокультурная трансформация в русле либерализма, т.е.
«в сознании большинства россиян преодолено отношение к самим себе как к чьим-либо подданным» 9.
Но как представляется, данный вывод отражает не столько реальную картину развития российского общества, сколько идеально постулированный вектор его бытия.
Сам факт наличия значительного числа людей, готовых к совершению ярко выраженного насилия по отношению к другим людям, противоречит канонам классического либерализма, согласно которым консен89 См.: Лапин Н.И.
Пути России: социокультурные трансформации.
М.: ИФРАН, 2000.
С.
172.

90 Там же.-С.
173-174.
91 Там же.-С.
175.

[Back]