Проверяемый текст
Носков Владимир Алексеевич. Политико-культурное развитие российского общества (Диссертация 2001)
[стр. 155]

по своей воле может посягнуть на жизнь другого человека» выразило в 1990 г.
24 % респондентов, в 1994 г.
27,9 %, в 1998 г.
-31,0%1
2.
Результаты опросов, по мнению Н.И.
Лапина, показывают, что не обнаруживается значимой связи ценности свободы с властью и вольностью.
Поэтому, несмотря на рецидивы
традиционализма в России продолжается социокультурная трансформация в русле либерализма, т.е.
«в сознании большинства россиян преодолено отношение к самим себе как
•у к чьим-либо подданным» .
Но, как представляется, данный вывод отражает не столько реальную картину развития российского общества, сколько идеально постулированный вектор его бытия.
Сам факт наличия значительного числа людей, готовых к совершению ярко выраженного насилия по отношению к другим людям, противоречит канонам классического либерализма, согласно которым
консенсус, а не насилие является фундаментальной парадигмой существования и развития общества.
Убедительным представляется мнение Б.С.
Брасова, который предостерегает от использования термина «либерализм» в условиях России «почти целиком в тех же смыслах, в которых употребляется этот термин в западной и западнической общественной мысли.
И вновь
выясняется, что эти смыслы и эта эрудиция не имеют отношения к российской действительности.
Это зачастую лишь манера рассуждения»3.

На специфику понимания либерализма «по-российски» обращает внимание В.М.
Межуев: «Почему-то в России люди, заявляющие о себе как о либералах, приходя к власти ведут себя совершенно авторитарным способом, осуществляют революцию и становятся
революционерами»4.
По сути, аналогичный тезис, но с большим акцентом на учет объективных факторов (например, социо-культурной среды) обосновывает В.Б.

1 Там же.-С.
173-174.
2 Там же .С.
175.
3 Свободное слово: интеллектуальная хроника: 1998-1999.
М.: ИФРАН, 2000.
С.
252.

1 Там же.
С.
250.
155
[стр. 275]

276 тегическом векторе движения общества свободу, власть, вольность (вседозволенность).
Если в иерархии 14 ценностей свобода в 1990 г.
находилась на 5 месте, то в 1994 г.
она поднялась на 4 место, которое сохранилось за ней и в 1998 г.
К концу XX века около половины россиян высоко ценят свободу и достойны отношения к себе именно как к свободным гражданам своей страны89 90 91.
Власть как ценность занимает стабильно последнее место у россиян: 7,8 % (1990 г.), 15,8 % (1994 г.), 11,3 % (1998 г.).
Но нужно подчеркнуть, что это активное меньшинство, рассматривающее власть как возможность оказывать влияние на других.
Вольность, или вседозволенность, противоположна ценности власти, ибо если последняя, так или иначе, легитимирована в законах и нормах, то вольность означает отсутствие ограничений для субъективного произвола.
Причем, социологические опросы на протяжении 90-х годов показывают рост готовности в обществе оправдать вседозволенность, не смягчая ее «обстоятельствами».
Так, свое полное согласие с суждением «Бывают обстоятельства, когда человек сам, по своей воле может посягнуть на жизнь другого человека» выразило в 1990 г.
24 % респондентов, в 1994 г.
27,9 %, в 1998 г.
31,0%".

Результаты вопросов, по мнению Н.И.
Лапина, показывают, что не обнаруживается значимой связи ценности свободы с властью и вольностью.
Поэтому, несмотря на рецидивы
и мистификации традиционализма в России продолжается социокультурная трансформация в русле либерализма, т.е.
«в сознании большинства россиян преодолено отношение к самим себе как
к чьим-либо подданным» 9.
Но как представляется, данный вывод отражает не столько реальную картину развития российского общества, сколько идеально постулированный вектор его бытия.
Сам факт наличия значительного числа людей, готовых к совершению ярко выраженного насилия по отношению к другим людям, противоречит канонам классического либерализма, согласно которым
консен89 См.: Лапин Н.И.
Пути России: социокультурные трансформации.
М.: ИФРАН, 2000.
С.
172.
90 Там же.-С.
173-174.
91 Там же.-С.
175.


[стр.,276]

277 сус, а не насилие является фундаментальной стратегией структурирования общества.
Убедительным представляется мнение Б.С.
Брасова, который предостерегает от использования термина «либерализм» в условиях России «почти целиком в тех же смыслах, в которых употребляется этот термин в западной и западнической общественной мысли.
И вновь
и вновь выясняется, что эти смыслы и эта эрудиция не имеют отношения к российской действительности.
Это зачастую лишь манера рассуждения
(выделено мной В.Н.)»92.
На метаморфозы либерализма «по-российски» обращает внимание В.М.
Межуев: «Почему-то в России люди, заявляющие о себе как о либералах, приходя к власти ведут себя совершенно авторитарным способом, осуществляют революцию и становятся
революционерами»93.
По сути, аналогичный тезис, но с большим акцентом на учет объективных факторов (например, социокультурной среды) обосновывает В.Б.

Пастухов: «В России либерализм не укоренен в обществе, а навязан последнему извне.
Он изначально «государственный либерализм».
Поэтому «либеральное» государство здесь существует в нелиберальной среде.
То, что должно быть итогом, либеральная власть, является в России началом.
То, что должно быть началом, либеральное общество, является в России концом».9*1 А.С.
Панарин подчеркивает, что «постклассический либерализм, в отличие от его классических форм, связанных с гражданской самодисциплиной и самодеятельностью, потакает наиболее вероятным состояниям под предлогом снятия авторитарных барьеров и ограничений.
Но наиболее вероятным состоянием, как доказал Н.
Винер, является хаос.
Постклассический либерализм и стал идеологией своекорыстно используемого политического, экономического и морального хаоса.
Все, что препятствует соскальзыванию в этот хаос, с порога отвергается нашими либералами как проявление авторитаризма, национал-патриотизма и протекционизма»95.
92 Свободное слово: интеллектуальная хроника: 1998-1999.
М.: ИФРАН, 2000.
С.
252.

93 Там же.
С.
250.
S4 Пастухов В.Б.
Конец русской идеологии (Новый курс или новый Путь?) // Полис.
2001.
Ka I.
С.
60.
95 Панарин А.С.
Гипотеза инверсионного взрыва //Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения.
М.: Московский общественный научный фонд, 1998.
С.
81-82.

[Back]