человеческом и общемировом плане. Такими идеями, по его мнению, могут быть: самобытность, независимость, самостоятельность России в мире; уникальность российской евразийской цивилизации; коренные интересы России и россиян как основа внутренней и внешней политики; процветание, свобода и демократия для всего народа, а не для избранных; справедливость, свобода, интернационализм и патриотизм, государственность, дружба и братство всех народов и национальных групп; человек как высшая общественная ценность производитель, созидатель и творец1. Переход к консенсусному состоянию означает создание механизма преодоления конфликтности и нестабильности в обществе, включающего в себя, как представляется, следующие аспекты: • ненавязчивую инкультурацию (внедрение) ценности согласия на основе развития соответствующей культурной инфраструктуры духовной атмосферы консенсусного стимулирования многообразных форм социального творчества; • социализацию экономики целенаправленное культивирование властью простой истины, что все граждане России «сидят в одной лодке» и, следовательно, снижение социальной напряженности путем поворота экономики «лицом к человеку» в интересах всех без исключения социальных слоев, страт, профессиональных групп российского общества; • административное регулирование процессами, грозящими выйти из' См.: Конфликты и согласие в современной России (Социально-философский анализ). М.: ИФРЛН, 1998. С.28. 165 |
287 В условиях тотального раскола общества социокультурного, политического, идеологического исторически востребованное силой может стать стратегема (идейно-практическое ядро) консенсуса, опирающаяся на авторитаризм как архетипическое основание российской цивилизации. На данном этапе развития актуализируется необходимость целенаправленного культивирования консенсуса как фундаментальной предпосылки выживания российского социума в качестве уникального цивилизационного феномена. Как справедливо отмечает В. С. Семенов, в объединяющих и цементирующих общество духовных и социальных идеях, по крайней мере, на данном этапе развития российского общества вполне оправдано и логично отойти от выраженных цветов той или иной партийности, как бы привлекательными они не были в социальном, человеческом и общемировом плане. Такими идеями, по его мнению, могут быть: самобытность, независимость, самостоятельность России в мире; уникальность российской евразийской цивилизации; коренные интересы России и россиян как основа внутренней и внешней политики; процветание, свобода и демократия для всего народа, а не для избранных; • справедливость, свобода, интернационализм и патриотизм, государственность, дружба и братство всех народов и национальных групп; человек как высшая общественная ценность производитель, созидатель и творец110. Переход к консенсусному состоянию означает создание механизма преодоления конфликтности и нестабильности в обществе, включающего в себя, как представляется, следующие «узловые точки»: (1) ненавязчивую ревитализацию ценности согласия на основе развития соответствующей культурной инфраструктуры духовной атмосферы консенсусного стимулирования мно110 См.: Конфликты и согласие в современной России (Социально-философский анализ). М.: ИФРАН, 1998. С.28. 288 гообразных форм социального творчества; (2) социализацию экономики целенаправленное культивирование властью простой истины, что все граждане России «сидят в одной лодке» и, следовательно, снижение социальной напряженности путем поворота экономики «лицом к человеку» в интересах всех без исключения социальных слоев, страт, профессиональных групп российского общества; (3) административное регулирование процессами, грозящими выйти из-под общественного контроля, с обыгрыванием идеи о том, что «государство в России это больше, чем социальный институт»; (4) гибкую пропаганду (распространение) с использованием потенциала СМИ положительных примеров консенсусного решения общественных проблем. Конфликтогенный характер развития российского общества обусловлен также господством локализма административной децентрализации при крайней слабости культурной интеграции целого (В.В. Ильин). Авторитарноконсенсусная стратегема в этом контексте становится инструментом созидания реальной организационной децентрализации, основывающейся на конструктивной культурной интеграции. Это изначально гасит разрушительную силу «баррикадных» ценностей и дает простор ценностям обустройства (А. И. Солженицын) в рамках единого ценностно-смыслового поля российского цивилизационного топоса. В этой связи заслуживает внимание подход, разрабатываемый группой исследователей Института философии РАН под руководством А. В. Рубцова, согласно которому в современных условиях ключевая роль должна принадлежать идеям, ориентирующих людей не на мобилизационные рывки, а на стратегию каждодневного и устойчивого обустройства окружающего мира. Исследования, проведенные в последние годы, показывают, что в современной России социальные идентификации личности реализуются не через «масштабные» общности (класс, партия), а через локальные общности (семья, друзья, товарищи по работе). Соглашаясь с данным подходом В. С. Степин уточняет: «Идею повсеместного обустройства нужно истолковывать шире, как идеал |