Проверяемый текст
Носков Владимир Алексеевич. Политико-культурное развитие российского общества (Диссертация 2001)
[стр. 174]

диффузия.
связанная с политической аккультурацией, реинтерпретация существующих форм политической культуры, ее энтропия) в России осуществляется на основе парадигматики инвариантного (цивилизационно-архетипического) и вариативного: надисторического (константно-атрибутивного), исторического (модусного) плана.
Цивилизационная (архетипическая) парадигма воплощает неизменные основы
развития российского социума, константные (атрибутивные) парадигмы постоянно сталкивающиеся стратегии общественной динамики, порожденные межцивилизационной «зажагостью» России, исторические (модусные) парадигмы актуализированные, сложившиеся де-факто способы коммуникации власти и демоса, зависящие от «вызово времени» корректировки властной стратегииразвития общества.
Можно сказать, что цивилизационная
парадигма есть инвариант, присутствующий
и проявляющийся в вариантах атрибутивных, модусных политико-культурных парадигмах.
Предрасположенность
российского общества к авторитарной стратегии социально-политического развития можно считать инвариантом, своего рода архетипом, определяющим технотипы содержательные варианты реализации изначально заданного цивилизационного «замысла».
Под авторитаризмом автор понимает онтологический принцип
осуществления политики, порождающий монологическую (рассогласованную) интеракцию власти и общества (кратоса и демоса, элиты и «почвы»).
Авторитаризм как цивилизационный архетип политико-культурного развития России получает свое содержательное наполнение в следующих чертах: 1) этатизм доминирование государства над обществом и личностью; 2) социоцентризм приоритет ценностей общества, а не индивида; 3) легизм редуцирование права к законности, определяемой государственными интересами; 4) патернализм абсолютизация государством функции опеки любых форм гражданской и политической
174
[стр. 45]

45 хетип политико-культурного развития России, получающий свое содержательное наполнение в следующих черта: 1) этатизм доминирование государства над обществом и личностью; 2) социоцентризм приоритет ценностей общества, а не индивида; 3) легизм редуцирование права к законности, определяемой государственными интересами; 4) патернализм абсолютизация государством функции опеки любых форм гражданской и политической инициативы.
Рассмотренные в аспекте российской ментальности данные черты характеризуют, во-первых, приверженность державному инструментарию структурирования цивилизационного пространства; во-вторых, предрасположенность к общиножительству как апробированному многими веками способу обустройства общественной жизни; в-третьих, традиционно острое восприятие проблемы социальной справедливости; в-четвертых, стихийный демократизм (с вечевым акцентом), принимающий в «окончательном варианте» форму либо беспредельной вольницы (анархии), либо сверхбюрократизации (тотальной регламентации) общественной жизни; в пятых, тяготение к этикоцентризму и как следствие этого правовой нигилизм, пренебрежительное отношение «верхов» и «низов» к праву как универсальному регулятору важнейших сфер общественного и индивидуального бытия.
1.2.
Цивилизационное пространство: выбор методологической стратегии исследования Смысловая многозначность термина «цивилизация» приводит к осознанию того, что на основе одной методологической стратегии (парадигмы) невозможно охватить и объяснить все многообразие заключенного в нем бытия.
По мнению Ю.К.
Плетникова, цивилизационный подход к историческому процессу характеризуется комплексностью, ибо он имеет дело не с одним, а несколькими основаниями и, соответственно, представляет собой собирательное понятие, обозначающее связанные между собой и вместе с тем

[стр.,157]

157 ное») цивилизационное пространство в лице органического типа солидарности (Э.
Дюркгейм) и технологизированной ментальности.
Либеральный политикокультурный тип порождает диалог как универсальный способ интеракции власти и общества, основанный на развитой сети обратных связей, что позволяет своевременно вносить коррективы в процессы структурирования социума.
Метафорический образ системы данного типа «организм», а ее участники есть «органы», от которых зависит здоровье всего общественного организма.
Переход от чистых идеальных типов политико-культурного бытия к его генетическим идеальным типам (по терминологии П.П.
Гайденко) требует методологической переориентации от создания умозрительных конструкций к исследованию конкретной реальности во всем ее многообразии.
Реальностью в данном случае является цивилизационное пространство России, его генезис, современное состояние и перспективы развития.
Предрасположенность импульсации «логократического» (политико-культурного) пространства российского цивилизационного топоса к авторитарной стратегии структурирования общества можно считать инвариантом, своего рода архетипом, определяющем технотипы содержательные варианты реализации изначально заданного цивилизационного «замысла».
Исходя из этого, формируется следующая парадигмальная архитектоника политико-культурного развития российского общества: цивилизационная (архетипическая) парадигма; константные (атрибутивные) парадигмы; исторические (модусные) парадигмы.
Цивилизационная (архетипическая) парадигма воплощает неизменные основы
структурирования российского социума, константные (атрибутивные) парадигмы постоянно сталкивающиеся стратегии структурирования социума, порожденные межцивилизационной «зажатостью» России, исторические (модусные) парадигмы актуализированные, сложившиеся де-факто способы структурирования российского общества.
Можно сказать, что цивилизаци


[стр.,295]

296 Цивилизационная (архетипическая) парадигма воплощает неизменные основы структурирования российского социума, константные (атрибутивные) парадигмы постоянно сталкивающиеся стратегии упорядочивания общественной динамики, порожденные межцивилизационной «зажатостью» России, исторические (модусные) парадигмы актуализированные, сложившиеся дефакто способы коммуникации кратоса и демоса, конъюнктурные (утилитарные) парадигмы радикальные (в условиях перехода от одной исторической парадигмы к другой) и умеренные (в рамка определенной исторической парадигмы) корректировки властной стратегии структурирования социума.
Можно сказать, что цивилизационная парадигма есть инвариант, присутствующий
в вариантах и проявляющийся через них атрибутивных, модусных и утилитарных политико-культурных парадигмах.
Предрасположенность
импульсации «логократического» (политикокультурного) пространства российского цивилизационного топоса к авторитарной стратегии структурирования общества можно считать инвариантом, своего рода архетипом, определяющим технотипы содержательные варианты реализации изначально заданного цивилизационного «замысла».
Под авторитаризмом автор понимает онтологический принцип,
порождающий монологическую (рассогласованную) интеракцию власти и общества, кратоса и демоса, элиты и «почвы».
Авторитаризм как цивилизационный архетип политико-культурного развития России получает свое содержательное наполнение в следующих чертах: 1) этатизм доминирование государства над обществом и личностью; 2) социоцентризм приоритет ценностей общества, а не индивида; 3) легизм редуцирование права к законности, определяемой государственными интересами; 4) патернализм абсолютизация государством функции опеки любых форм гражданской и политической
инициативы.
Рассмотренные в аспекте ментальности данные черты характеризуют, вопервых, приверженность державному инструментарию структурирования цивилизационного пространства; во-вторых, предрасположенность к общи

[Back]