Проверяемый текст
Носков Владимир Алексеевич. Политико-культурное развитие российского общества (Диссертация 2001)
[стр. 44]

На основе данной методологической стратегии парадигмальное основание политико-культурного развития российского общества может быть представлено в трех ипостасях суперцивилизационной, внутрицивилизационной, конкретно-исторической.
Это подразумевает, вопервых, понимание российской цивилизации как составляющей
части более универсального ареала суперцивилизации определенного типа, вовторых, выделение основного противоречия, раскалывающего российское цивилизационное пространство, в-третьих, характеристику исторических попыток преодоления этого раскола.
Суперцивилизационное измерение политико-культурной парадигмы ориентирует на выделение двух ее чистых идеальных типов — авторитарного и либерального, которые соотносятся друг с другом как принципиально несовместимые политические стратегии развития общества.
Они воплощают не столько эмпирическую реальность, сколько идеальные модели умозрительные конструкции, «очищенные» от «случайных» наслоений исторического развития.
Указанные чистые идеальные типы отличаются друг от друга по следующим основаниям: вопервых, субстанциональной природой двух главных акторов
политики — власти и общества; во-вторых, доминирующим способом их взаимодействия; в-третьих, метафорической трактовкой системы, в рамках которой осуществляется это взаимодействие.
Чистый авторитарный тип политико-культурной парадигмы производит и воспроизводит гипостазированную власть — упорядочивающую силу,
существующую самостоятельно, максимально автономно от общества.
Эта власть запрограммирована не на понимание общества, которым она управляет, не на
«улавливание» импульсов, от него исходящих, а на подчинение его «правилам игры», являющихся продуктом властного творчества.
Сила авторитарной власти вполне коррелируется с политической слабостью общества, обусловленной отсутствием гражданских структур (в социальном пространстве) и господством 44
[стр. 155]

155 ших систематических категорий, передающая идею родственности, уподобленности, сходности группы дискретных объектов по основанию некоей общности свойств, признаков, что и оправдывает их объединение во вполне определенные таксоны'10.
На основе данной методологической стратегии, парадигмальное
бытие политико-культурного развития российского общества может быть представлено в трех ипостасях суперцивилизационной, внутрицивилизационной, конкретно-исторической.
Это подразумевает, во-первых, понимание российской цивилизации как составляющей
более универсального ареала суперцивилизации определенного типа, во-вторых, выделение основного противоречия, раскалывающего российский цивилизационный топос, в-третьих, характеристику исторических попыток преодоления этого раскола.
Суперцивилизационный статус политико-культурной парадигмы ориентирует на выделение двух ее чистых идеальных типов авторитарного и либерального, которые соотносятся друг с другом как принципиально несовместимые властные стратегии структурирования общества.
Они воплощают не столько эмпирическую реальность, сколько идеальные модели умозрительные конструкции, «очищенные» от случайных наслоений исторического развития.
Указанные чистые идеальные типы отличаются друг от друга по следующим основаниям: во-первых, субстанциональной природой двух главных акторов
власти и общества; во-вторых, доминирующим способом их интеракции; в-третьих, метафорической трактовкой системы, в рамках которой осуществляется эта интеракция.
Чистый авторитарный тип политико-культурной парадигмы производит и воспроизводит гипостазированную власть упорядочивающую силу,
возведенную в ранг самостоятельного, максимально автономного от общества существования.
Эта власть запрограммирована не на понимание общества, которым она управляет, не на
«улавливании» импульсов, от него исходящих, а на подъем.: Ильин В В..
Панарин А.С.
БадовскийДВ.
Политическая антропология.
М.: Изд-во МГУ, 1995.
С.
176.

[Back]