Проверяемый текст
Носков Владимир Алексеевич. Политико-культурное развитие российского общества (Диссертация 2001)
[стр. 45]

9 синкретизма (на ментальном уровне).
В реальном политическом взаимодействии общество если и оппонирует власти, то не «в целом», а частями, фрагментами, сегментами, или, в лучшем случае, исходя из «механической» (спонтанной, неорганизованной, неосознанной), а не из «органической солидарности» (по Э.
Дюркгейму).
Общество, в котором доминирует механический тип солидарности
и аксиологизированная (ориентированная на ценности) ментальность, не в состоянии на равных вести диалог с властью.
Такое общество можно назвать синкретическим
по типу ментальности, для которого характерно причудливое сочетание активизма и фатализма, светскости и религиозности, понимания и переживания; и деструктурированным в социально-политическом плане ввиду отсутствия зрелого гражданского общества.
В рамках авторитарного типа естественным способом
взаимодействия власти и общества становится монолог.
Причем склонность к монологизму проявляют как
власть, так и общество.
В итоге • властный и социумный акторы замыкаются на себе, демонстрируют самодостаточность в условиях слабо выраженных обратных связей коммуникативного порядка.
Атрибутом либерального типа политико-культурной парадигмы является диффузная власть.
Она как бы разлита в обществе,
является всепроникающей, и в то же время ненавязчивой регулятивной силой, обладателем которой может стать каждый социальный субъект.
Это уже не столько власть директив и идей, сколько знаний, умений, действий,
то есть технологий как главного средства политики.
Коррелятом данного типа власти становится гражданское общество, где нет жесткого
разделения на субъектов-объектов в политических отношениях, а доминантой становятся субъектно-субъектные отношения, т.е.
отношения
не воздействия (влияния), а взаимодействия.
Объективной основой данной политической стратегии является фундаментальное цивилизационное пространство в лице органического типа солидарности (по Э.
Дюркгейму) и 45
[стр. 156]

156 чинение его «правилам игры», являющихся продуктом властного творчества.
Сила авторитарной (гипостазированной) власти коррелируется со слабостью общества, обусловленной господством синкретизма, В актуализированном (реальном) взаимодействии общество оппонирует власти не «в общем», а отдельными своими частями, сегментами, фрагментами.
И здесь решающее значение приобретает степень их консолидированности и организованности.
Общество, в котором доминирует механический тип солидарности
(Э.
Дюркгейм) и аксиологизированная ментальность не в состоянии на равных вести диалог с властью.
Такое общество можно назвать синкретическим
(деструктурированным).
В рамках авторитарного типа естественным способом
интеракции власти общества становится монолог.
Причем склонность к монологизму проявляют как
властная (кратическая), так и общественная (социумная) стороны интеракции.
В итоге кратический и социумный акторы замыкаются на себе, демонстрируют самодостаточность в условиях слабо выраженных обратных связей коммуникативного порядка.
Метафорической характеристикой авторитарной системы становится «семья», а действующие субъекты разных уровней «родственниками».
Старшие члены «семьи» как держатели власти опекают младших («незрелое общество»), которые должны выполнять главную свою роль безусловно подчиняться.
Атрибутом либерального типа политико-культурной парадигмы является диффузная власть.
Она как бы разлита в обществе,
всепроникающая, и в то же время ненавязчивая регулятивная сила, обладателем которой может стать каждый социальный субъект.
Это уже не столько власть директив и идей, сколько знаний, умений, действий,
словом, технологий как главного средства упорядочивания социума.
Коррелятом данного типа власти становится гражданское общество, где нет жесткого
разграничения на субъект-объектные отношения, воплощенные в управлении, а доминантой становятся субъектно-субъектные отношения, т.е.
отношения
самоуправления.
Объективной основой данной стратегии структурирования социума является фундаментальное («субстрат

[Back]