Проверяемый текст
Носков Владимир Алексеевич. Политико-культурное развитие российского общества (Диссертация 2001)
[стр. 54]

В России же реализована византийская традиция, характеризующаяся представлением об универсалистском иерархизированном порядке, в рамках которого индивид включен в коллективные структуры, являющиеся частью «Божественного Космического Порядка».
Это сформировало такую
политико-культурную особенность «восточно-христианской цивилизации», как стремление к созданию и тесному взаимодействию универсального государства и универсальной церкви (по А.Тойнби).
Православная церковь в России выполняла роль
идеологической силы, ассоциированной с правящим строем и являющейся легитимизирующей основой политической власти.
Утверждение и более чем последовательная реализация в России самодовлеющей роли «Жреца» привели к формированию архетипа восприятия власти как насилия, враждебного «человеческому общению» («обществу»).
Налицо цивилизационный раскол по линии «власть общество», который дополнился в условиях России расколом внутри самого общества оппозицией «Пахаря» и «Воина».
По мнению А.С.
Панарина,
в основе российской цивилизации лежат два начала: земледельческое и воинское.
Каждое из них воплощает специфический тип пространства времени.
Пространство Пахаря локальное, относительно замкнутое, а время медленно текущее, не знающее резких скачков.

Пространство же Воина Всадника огромное, ускользающее от кропотливого хозяйского наблюдения, манящее неясными, но многообещающими далями.
Время его прерывное, скачкообразное, аритмичное, сочетающее периоды предельной мобилизации с периодами предельной расслабленности и рассредоточенности.
В
социальнофилософском смысле Пахарь «мещанство», «провинциальная культура», «мелочность», «реакционность», «местничество», а Воин кочевник, административное принуждение больших пространств, «державность».
54
[стр. 120]

120 как отделение административно-государственной жизни от жизни духа, важнейший шаг ухода от синкретизма.5 В России же глубокие корни пустила византийская традиция, касающаяся в первую очередь представления об универсалистском иерархизированном порядке, в рамках которого индивид включен в коллективные структуры, являющиеся частью Божественного Космического Порядка.
Это сформировало такую
особенность «восточно-христианской цивилизации», как стремление к созданию и сочетанию универсального государства и универсальной церкви (А.Тойнби).
Православная церковь в России выполняла роль
монопольной идеологической силы, ассоциированной с правящим строем и являющейся легитимизирующей основой всех регулятивных механизмов.
Самодовлеющая роль «жреца» привела к формированию архетипа восприятия власти как пространства насилия, враждебное пространству «человеческого общения» («общества»).
Но цивилизационный раскол по линии «власть общество» дополнился расколом внутри самого общества оппозицией «пахаря» и «воина».
По мнению А.С.
Панарина,
российская цивилизация основана на симбиозе двух начал: земледельческого и воинского.
Каждое из них воплощает специфический тип пространства времени.
Пространство Пахаря локальное, относительно замкнутое, а время — медленно текущее, не знающее резких скачков.

Напротив, пространство Воина Всадника огромное, ускользающее от кропотливого хозяйского наблюдения, манящее неясными, но обещанными далями.
Время его прерывное, скачкообразное, аритмичное, сочетающее периоды предельной мобилизации с периодами предельной расслабленности и рассредоточенности.
В
социологизированной оболочке Пахарь «мещанство», «провинциальная культура», «мелочность», «реакционность», «местничество», Воин кочевник, административное принуждение больших пространств, «державность».
5
В качестве исторического примера можно привести длительную борьбу в период средневековья между императорами и римскими папами за право играть первую роль в юридическом оформлении практики вхождения вассалов во владение феодами, а религиозных служителей в духовный сан.
Эха борьба за инвеституру (от лат.
investio облачаю) увенчалось Вормсским конкордатом 1122 г., передавшим данное право Римскому папе.

[Back]