Проверяемый текст
Носков Владимир Алексеевич. Политико-культурное развитие российского общества (Диссертация 2001)
[стр. 60]

человечества, имеющая специфические особенности в конкретных странах, чем как фатально данная закономерность.
В России, в силу её цивилизационного статуса данный переход приобретает особый драматизм.
По мнению В.В.
Ильина и А.С.
Ахиезера, можно выделить три различных типа формирования смыслов, принятия решений вечевой, либеральный и утилитарный, которые облекаются в различные организационные формы, важнейшей из которых является
государство.1 Пространство российской цивилизации скорее гетерогенно, чем гомогенно, так как характеризуется наличием всех трёх культурных пластов.
Традиционный пласт в России может быть назван вечевым.
Для него характерен синкретизм, неотличимость деятельности от результата, подчинение человека сложившимся природным и социальным ритмам.
Усложнение общества, связанное с возникновением государства, приводит к распаду синкретического вечевого идеала на два: соборный и авторитарн
ый.2 Анализ категориального инструментария, по мнению А.М.
Ушкова, позволяет прийти к выводу, что понятию «соборность» нет эквивалента ни в одном языке мира, а существующие попытки синтезировать некую категорию «общественности»
(как у Ю.
Хабермаса) на стыке «коммунитарности», «социальности» и «общинности» едва ли можно признать убедительными.
Во всяком случае, идея соборности чрезвычайно многопланова, многозначна, полифонична, ибо отражает стремление русской души охватить в ней все многообразие своего бытия.
Отсюда вытекает множество смысловых акцентировок соборности, определяющихся в значительной степени пристрастным (иррациональным)
видением российской действительности, нежели ее отстраненнорафинированным (рациональным) анализом русскими мыслителями: 'Там же.-С.
310.
2 Там же.
60
[стр. 122]

122 каждому человеку вести личную жизнь, а с другой осознается ценность культурного разнообразия человечества, ценность мировой истории.8 Переход от традиционализма к либерализму проявляется скорее как тенденция цивилизационного развития человечества, имеющая специфические особенности в конкретных странах, чем как фатально данная закономерность.
В России, в силу её цивилизационного статуса данный переход приобретает особый драматизм.
По мнению В.В.
Ильина и А.С.
Ахиезера,можно выделить три различных типа формирования смыслов, принятия решений вечевой, либеральный и утилитарный, которые облекаются в различные организационные формы, важнейшей из которых является
государство.9 Пространство российской цивилизации скорее гетерогенно, чем гомогенно, так как характеризуется наличием всех трёх культурных пластов, раскалывающих цивилизационное ядро на три вектора развития, три сценария саморегуляции общества.
Традиционный пласт в России может быть назван вечевым.
Для него характерен синкретизм, неотличимость деятельности от результата, подчинение человека сложившимся природным и социальным ритмам.
Усложнение общества, связанное с возникновением государства, приводит к распаду синкретического вечевого идеала на два: соборный и авторитарный.10
Анализ категориального инструментария, по мнению А.М.
Ушкова, позволяет прийти к выводу, что понятию «соборность» нет эквивалента ни в одном языке мира, а существующие попытки синтезировать некую категорию «общественности»
(Ю.
Хабермас) на стыке «коммунитарности», «социальности» и «общинности» едва ли можно признать убедительными.
Во всяком случае, идея соборности чрезвычайно многопланова, многозначна, полифонична, ибо отражает стремление русской души охватить в ней все многообразие своего бытия.
Отсюда вытекает множество смысловых акцентировок соборности, определяющихся в значительной степени пристрастным (иррациональным)
ви1 См.: Ильин В.В., Ахиезер А.С.
Российская государственность: истоки, традиции перспективы.
М.: Изд-во МГУ, 1997.-С.
260.
9 Там же.-С.
310.
юТам же.

[Back]