Проверяемый текст
Носков Владимир Алексеевич. Политико-культурное развитие российского общества (Диссертация 2001)
[стр. 78]

следствие этого, правовой нигилизм, пренебрежительное отношение «верхов» и «низов» к праву как универсальному регулятору важнейших сфер общественного и индивидуального бытия.
78
[стр. 45]

45 хетип политико-культурного развития России, получающий свое содержательное наполнение в следующих черта: 1) этатизм доминирование государства над обществом и личностью; 2) социоцентризм приоритет ценностей общества, а не индивида; 3) легизм редуцирование права к законности, определяемой государственными интересами; 4) патернализм абсолютизация государством функции опеки любых форм гражданской и политической инициативы.
Рассмотренные в аспекте российской ментальности данные черты характеризуют, во-первых, приверженность державному инструментарию структурирования цивилизационного пространства; во-вторых, предрасположенность к общиножительству как апробированному многими веками способу обустройства общественной жизни; в-третьих, традиционно острое восприятие проблемы социальной справедливости; в-четвертых, стихийный демократизм (с вечевым акцентом), принимающий в «окончательном варианте» форму либо беспредельной вольницы (анархии), либо сверхбюрократизации (тотальной регламентации) общественной жизни; в пятых, тяготение к этикоцентризму и как следствие этого правовой нигилизм, пренебрежительное отношение «верхов» и «низов» к праву как универсальному регулятору важнейших сфер общественного и индивидуального бытия.
1.2.
Цивилизационное пространство: выбор методологической стратегии исследования Смысловая многозначность термина «цивилизация» приводит к осознанию того, что на основе одной методологической стратегии (парадигмы) невозможно охватить и объяснить все многообразие заключенного в нем бытия.
По мнению Ю.К.
Плетникова, цивилизационный подход к историческому процессу характеризуется комплексностью, ибо он имеет дело не с одним, а несколькими основаниями и, соответственно, представляет собой собирательное понятие, обозначающее связанные между собой и вместе с тем

[стр.,296]

297 ножительству как апробированному многими веками способу обустройства общественной жизни; в-третьих, традиционно острое восприятие проблемы социальной справедливости; в-четвертых, стихийный демократизм (с вечевым акцентом), принимающий в «окончательном варианте» форму либо беспредельной вольницы (анархии), либо сверхбюрократизации (тотальной регламентации) общественной жизни; в-пятых, тяготение к этикоцентризму и, как следствие этого, правовой нигилизм, пренебрежительное отношение «верхов» и «низов» к праву как универсальному регулятору важнейших сфер общественного и индивидуального бытия.
Надисторический (атрибутивный) уровень политико-культурного развития российского общества воплощен в котрадикции «традиционализммодернизм».
Регулятивные механизмы России всегда концентрированно воплощались в двух резко поляризованных общественно-политических стратегемах.
Одна из них была направлена на сохранение существующего статус-кво или на возврат к прошлому в соответствии с национально-религиозной спецификой (традиционализм), а другая модернистская воплощала импульсы обновления государства и общества, носителями которой являлись приверженцы радикального переустройства социальной жизни представители политической и интеллектуальной элиты, интеллигенция.
Традиционализм в рамках российского цивилизационного топоса бытийствует преимущественно в форме реакции на попытки кратоса (политической и духовной власти) «перепрограммировать», «переналадить», «пришпорить» и т.д.
сложившийся естественно-историческим путем способ (парадигму) властного структурирования общества.
Правящей элитой России на протяжении многих веков задействована традиция «внесения» определенных культурных ориентиров в народ «сверху» (введение христианства, вестернизация уклада жизни при Петре I, попытки современных реформаторов России «приобщить страну к мировой цивилизации» и т.д.).
Но каждый подобный «вброс» вызывал реакцию отторжения, был чреват традиционалистским взрывом с одним результатом «расколом»

[Back]