Проверяемый текст
Носков Владимир Алексеевич. Политико-культурное развитие российского общества (Диссертация 2001)
[стр. 83]

«переналадить» сложившийся естественно-историческим путем способ (парадигму) властного регулирования общества.
Исследование традиционализма неизбежно требует выхода на проблему его соотношения с феноменом консерватизма.
В связи с этим вырисовываются две эпистемологические альтернативы, когда
традиционализм и консерватизм трактуются, во-первых, как тождественные явления и, во-вторых, как выступающие по отношению друг к другу в роли «значимого другого».
В последнем случае традиционализм может сводиться к социально-философскому течению, апеллирующему к некой «изначальной традиции», или идеологии, предлагающей проект общественного переустройства, альтернативный модернизму, а консерватизм ограничивается
статусом политической идеологии, ориентирующей на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни1 *.
Классическая интерпретация традиционализма, данная К.
Манхеймом, сводится к его пониманию как неотрефлексированной массовой реакции низов на изменения социума, что равнозначно разведению «естественного консерватизма» и консерватизма как «объективной мыслительной
л структуры» .
По сути, солидаризируясь с данной позицией, Е.Шацкий противопоставляет примитивный традиционализм традиционализму
идеологическому3.
Традиционализм, таким образом, можно трактовать как «повседневность» исторически сложившийся, «естественный» способ бытия социума, и как «рациональность» рефлексирующую стратегию, призванную выявить, зафиксировать глубинные смыслы, придающие целостность, органичность этому бытию.

Говоря о повседневности, мы будем исходить из того, что «это мир нерациональных логик, культурного бриколажа, который противостоит рационально-техническому или
1 См.: Современная западная социология.
Словарь.
М.: Политиздат, 1991.
С.
135-136, 352-354.

7 См.: Манхейм К.
Диагноз нашего времени.
М.: Прогресс, 1990.
С.593.
1 См.: Шацкий
Е.
Утопия и традиция.
М.: Прогресс, 1990.
С.388-398.

83
[стр. 203]

204 традиционализма дает сбой, российский социум оказывается в состоянии цивилизационной аномии, подвергается опасности «срыва в штопор».
Исследование традиционализма неизбежно требует выхода на проблему его соотношения с феноменом консерватизма.
В связи с этим вырисовываются две эпистемологические альтернативы, когда,
во-первых, традиционализм и консерватизм трактуются как тождественные явления и, во-вторых, как однопорядковые феномены, выступающие по отношению друг к другу в роли «значимого другого».
В последнем случае традиционализм может сводиться к социально-философскому течению, апеллирующему к некой «изначальной традиции», или идеологии, предлагающей проект общественного переустройства, альтернативный модернизму, а консерватизм ограничивается
политической идеологией, ориентирующей на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни"2.
Классическая интерпретация традиционализма, данная К.
Манхеймом, сводится к его пониманию как неотрефлексированной массовой реакции низов на изменения социума, что равнозначно разведению «естественного консерватизма» и консерватизма как «объективной мыслительной
структуры»"3.
По сути, солидаризируясь с данной позицией, Е.Шацкий противопоставляет примитивный традиционализм традиционализму
идеологическому"4.
Традиционализм, таким образом, можно трактовать как «повседневность» исторически сложившийся, «естественный» способ бытия социума и как «рациональность» рефлексирующую стратегию, призванную выявить, зафиксировать глубинные смыслы, придающие целостность, органичность этому бытию.

Релевантной цели и задачам данного исследования является первая «повседневная» трактовка традиционализма.
Говоря о повседневности, мы будем исходить из того, что «это мир нерациональных логик, культурного бриколажа, который противостоит рационально-техническому или
идеологическому монологизму, но одновременно приспосабливается к нему, сохраняет 112 * 114 112 См.: Современная западная социология.
Словарь.
М.: Политиздат, 1991.
С.
135-136, 352-354.

1,3 См.: Манхейм К.
Диагноз нашего времени.
М.: Прогресс, 1990.
С.593.
114 См.: Шацкий
Б.
Утопия и традиция.
М.: Прогресс, 1990.
С.388-398.

[Back]