Проверяемый текст
Носков Владимир Алексеевич. Политико-культурное развитие российского общества (Диссертация 2001)
[стр. 84]

идеологическому монологизму, но одновременно приспосабливается к нему, сохраняет существующий порядок.
Повседневные практики никогда не выступают в форме проектов, программ, доктрин социального изменения.
Это
тактики случая, сопротивление тех, у кого нет власти»1.
Реальное бытие традиционализма представляет собой противоречивое единство его «малой» и «большой» форм (традиций)2.
«Малая традиция» называется таковой в силу своей замкнутости на «повседневности», тяготении к тому, чтобы ее носители не задумывались (не рефлексировали) над основаниями общественного и индивидуального бытия, а просто «жили».
Она может считаться своеобразным геномом
(по В.С.
Степину) общества, когда для каждого его члена важно «чувствовать» ритм жизни, а не проникать в ее глубинные смыслы.
Носителями «малой традиции» являются народные низы.
С этой точки зрения дефиниции традиционализма в научной литературе сводятся к следующим акцентировкам: религиозное мировоззрение с ярко выраженным антииндивидуализмом (М.

Шелер); врожденные представления, вытекающие из векового опыта устной традиции и народной памяти (Э.
Шилз); менталитет, психический склад, самообучающаяся культура народа, основывающаяся на его опыте (Э.
Томпсон); социокультурные стереотипы, образованные совокупностью схем поведения, взятых на историческом фоне (Э.
Сепир); трансформировавшиеся естественным путем благодаря социализации и мифологии человеческие инстинкты (А.А.
Овсянников).
«Большая традиция» производится и воспроизводится рефлексирующим меньшинством (интеллектуальной элитой), являя собой
1 Козлова Н.
Социология повседневности: переоценка ценностей //'Общественные науки и современность.

-I992.-Jft3.-C.48 2 См.: Россия: опыт национально-государственной идеологии.
М.: Изд-во МГУ, 1994.
С.
163.

84
[стр. 204]

205 существующий порядок.
Повседневные практики никогда не выступают в форме проектов, программ, доктрин социального изменения.
Это
~ тактики случая, сопротивление тех, у кого нет власти»"5.
Традиционализм выступает как процесс развертывания потенциала Традиции, точнее как ее процессуальное (осознанное или неосознанное) бытие.
Под традициями обычно понимают исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности; элементы социокультурного наследия, сохранившиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течении длительного времени’16.
Другими словами, в традиции присутствуют два взаимосвязанных момента: вопервых, основные структурообразующие единицы (обычаи и т.д.), выступающие как результат естественно-исторического развития социума и вовторых, функциональное предназначение данных «единиц», заключающееся в выполнении ими роли связующего звена, инварианта развития общества.
Вместе с тем актуализированное бытие традиционализма не есть некий «монолит», а представляет собой противоречивое единство его «малой» и «большой» форм (традиций)"7.
«Малая традиция» называется таковой в силу своей замкнутости на «повседневности», тяготении к тому, чтобы ее носители не задумывались (не рефлексировали) над основаниями общественного и индивидуального бытия, а просто «жили».
Она может считаться своеобразным геномом
(В.С.
Степин) общества, когда для каждого его члена важно «чувствовать» ритм жизни, а не проникать в ее глубинные смыслы.
Носителями «малой традиции» являются народные низы.
С этой точки зрения дефиниции традиционализма в научной литературе сводятся к следующим акцентировкам: религиозное мировоззрение с ярко.
выраженным антииндивидуализмом (М.

Шслер); * 116 117 1,5 Козлова Н.
Социология повседневности: переоценка ценностей //Общественные науки и современность.

1992.
-№ 3.
-С.48.
116 См.: Философский словарь.
М.: Политиздат, 1991.
С.
465.
117 См.: Россия: опыт национально-государственной идеологии.
-М.: Изд-во МГУ, 1994.
С.
163.


[стр.,205]

206 врожденные представления, вытекающие из векового опыта устной традиции и народной памяти (Э.
Шилз); менталитет, психический склад, самообучающаяся культура народа, основывающаяся на его опыте (Э.
Томпсон); социокультурные стереотипы, образованные совокупностью схем поведения, взятых на историческом фоне (Э.
Сепир); трансформировавшиеся естественным путем благодаря социализации и мифологии человеческие инстинкты (А.А.
Овсянников).
«Большая традиция» производится и воспроизводится рефлексирующим меньшинством (интеллектуальной элитой), являя собой
интенцию выхода за рамки отдельных сообществ (локалов) с целью выявления, прояснения того непреходящего (субстанционального), что придает единство данному обществу.
Это позволяет говорить о цивилизаторской функции «большой традиции», 'которая выступает в ипостаси «высшей метафизики», с помощью которой дается объяснение «социальной физики» стереотипно запрограммированной духовно-практической активности «почвы» (народных низов).
Если малая традиция имеет естественный характер, являющийся результатом социализации ее носителей, то «большая традиция» воплощает рафинированные образцы (способы) структурирования общества.
Таким образом, импульсация традиционалистского бытия раскалывается на упорядочивающую мощь «власти» («большая традиция») и стихийную силу «общества» («малая традиция»).
Будучи взаимосвязанными друг с другом, данные разновидности традиционалистской импульсации образуют противоречивое единство.
Традиционализм как самодостаточный феномен становится возможным при условии, что идеи, импульсы, побуждения и т.д., исходящие от кратоса (большой традиции) не противоречат константным представлениям демоса (малой традиции), а, накладываясь на них, приобретают качество верований.
Но для этого необходимо, как отмечает С.
Московичи, чтобы они нашли отклик в памяти народа1 113 * 113 См.: Московичи С.
Век толп.
Истор1гсеский тракт по психологии масс.
М.: Центр психологии и ncifxoTCpaпии, 1996.-С.
155.

[Back]