Проверяемый текст
Носков Владимир Алексеевич. Политико-культурное развитие российского общества (Диссертация 2001)
[стр. 87]

рационального и эффективного.
Вообще, человеку присуще стремление к воспроизводству культуры в качественно неизменном виде.
В рамках модернизационной парадигмы эта универсальная закономерность воспроизводства
культуры сохраняется, но приобретает новое качество: в нее входит параметр постоянного изменения, которое оценивается культурой как совершенствование.
Статическая модель воспроизводства сменяется динамической.
Ядро модернизационного перехода движение к имманентно-динамическому качеству.
Динамика рождается тогда, когда человеческая деятельность начинает трактоваться не как ритуал, творимый в безграничном Храме Божьем, а через призму рационально понимаемой цели, смысла и результата1.
По сути это переход от ценностнорациональной к целерациональной деятельности,
требующей нового типа ментальности1 2.
Динамика есть порождение европейской цивилизации.
По мнению Г.
Померанца, европейская цивилизация базируется на трех сущностях греческой философии, еврейской религии, римском
праве3.
Но существующие теории модернизации не учитывают данный момент, что приводит к смешиванию двух качественно различных процессов: имманентного саморазвития обществ первого эшелона и индуцированного развития всех последующих эшелонов.
Общества первого эшелона (Англия, Франция, Голландия) несли динамическое качество в самой цивилизационной модели.
Здесь причины саморазвития и его императивов
содержатся внутри культуры.
Напротив, общества второго и последующего эшелонов являются воплощением статичности, экстенсивности, подвержены циклическим колебаниям вблизи некоторой «точки равновесия».
В самой цивилизационной модели этих обществ в отдельных блоках культурного кода есть моменты, которые закрывают переход к имманентной динамике.

Модернизация обществ второго 1 См.: Яковенко И Г.
Свежий взгляд на историю //Общественные науки и современность, 1999.

-Jfel.
С.
106-108.
2 См.: Вебер М.
Избранные произведения.
• М.: Прогресс, 1990.
С.
628-630, ' См.: Померанц Г.
Выход из транса.
М.: Юрист.
1995.

87
[стр. 207]

208 ориентируется на постоянное изменение воспроизводимого в направлении оптимизации, рационализации, повышения эффективности в соответствии с утвердившимися в обществе критериями оптимального, рационального и эффективного.
Человеку присуще воспроизводство социокультурного универсума в качественно неизменном виде.
В рамках модернизационной парадигмы эта универсальная закономерность воспроизводства
сохраняется, но приобретает новое качество: в нее входит параметр постоянного изменения, которое оценивается культурой как совершенствование.
Статическая модель воспроизводства сменяется динамической.
Ядро модернизационного перехода движение к имманентно-динамическому качеству.
Динамика рождается тогда, когда человеческая деятельность начинает трактоваться не как ритуал, творимый в безграничном Храме Божьем, а через призму рационально понимаемой цели, смысла и результата120.
По сути это переход от ценностно-рациональной к целерациональной деятельности^ребуюхцей
новый тип ментальности12’.
Динамика есть порождение европейской цивилизации.
По мнению Г.
Померанца, европейская цивилизация базируется на трех сущностях греческой философии, еврейской религии, римском
праве122.
Но существующие теории модернизации не учитывают данный момент, что приводит к смешиванию двух качественно различных процессов имманентного саморазвития обществ первого эшелона и индуцированного развития всех последующих эшелонов.
Общества первого эшелона (Англия, Франция, Голландия) несли динамическое качество в самой цивилизационной модели.
Здесь причины саморазвития и его императивов
содержаться внутри культуры.
Напротив, общества второго и последующего эшелонов являются воплощением статичности, экстенсивности, подвержены циклическим колебаниям вблизи некоторой «точки равновесия».
В самой цивилизационной модели этих обществ в отдельных блоках культурного кода есть моменты, которые закрывают переход к имманентной динамике.

120 См.: Яковенко ИГ.
Свежий взгляд на историю //Общественные науки и современность, 1999.

№ 1.
С.
106-108.
121 См.: Вебер М.
Избранные произведения.
М.: Прогресс, 1990.
С.
628-630.
122 См.: Померанц Г.
Выход из транса.
М.: Юрист.
1995.

[Back]