поэтому о победе и сохранении государства средства всегда будут считаться достойными и каждым будут одобрены, потому что толпа идет за успехом и видимостью дела...»1 2 писал Н.Макиавелли об образе государя. А. Шопенгауэр выделял три аспекта личности. Первый то, что дано индивиду природой: ум, тело, красота, здоровье, темперамент. В торой то, что индивид приобрел в качестве члена социальной структуры: деньги, положение, известность2. Третье это то, чем и кем индивид выглядит в глазах прочих членов группы, сословия. К. Г. Юнг выдвинул одну из самых оригинальных идей в современной психологии идею архетипов коллективного бессознательного. Это некие мифические образы, являющиеся общими для всего человечества и представляющие собой адекватные выражения всеобщих человеческих нужд, инстинктов, стремлений и потенций. Эти образы вневременны, внепространственны и в конечном счете предшествуют человеческой истории. По Юн 17, в глубинах нашего бессознательного заключено безличное, мифологическое содержание. На этом уровне исчезает всякая индивидуальность. «Наиболее глубоко лежащий слой, в который мы можем проникнуть в исследовании бессознательного, это то место, где человек уже не является отчетливо выраженной индивидуальностью, но где его разум смешивается и расширяется до сферы общечеловеческого разума, не сознательного, а бессознательного, в котором мы все одни и те же». Архетипы это наследство, доставшееся нам от предшествующих поколений, это некий общий базис для всех людей независимо от национальности, цвета кожи и вероисповедания, образ мира, сформировавшийся уже в незапамятные времена. В этом образе проглядывают определенные черты архетипы или доминанты. Они могут менять обличье, но сила их воздействия черпается из прошлого. Юнг также делил людей на экстравертов и интровертов. Первый тип людей (контактных и компанейских) отличает открытость внешнему миру и даже во ‘ Макиавелли Н. Государь. М., 1992; Кравченко Л.И. Макиавелли: технологии эффективного лидерства // Соиис. 1993. №6. 2 Шопенгауэр Л. Мир как поля и представление. СПб., 1908. 67 |
Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного «Оно» и существует за счет сублимированной энергии либидо. Именно с этих позиций Фрейд подходил к проблеме лидерства: связь людей в группе имеет либидную основу; эта либидная связь есть идентификация индивидов с лидером, который становится внутрипсихическим идеалом для каждого; усваивая этот идеал, человек отказывается от части собственного «Я» (идеал «Я») и объединяется с другими через общий всем групповой идеал вождя»1. Основы концептуализации имиджа лидера заложены известными мыслителями прошлого, которые по-разному представляли себе типологию человеческой личности и политических лидеров. Н. Макиавелли справедливо отмечал, что правитель не обладает всеми добродетелями одновременно. Поэтому важно не то, какой он есть, а то, каким он кажется подданным. 'Голпа с удовольствием идет за видимостью успеха. Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство), т.е. качества прирожденные и качества приобретенные. Поэтому Макиавелли советовал монархам усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя. «...Из всех зверей, писал Макиавелли, пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков; тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкан»2. Л. Шопенгауэр выделял три аспекта личности. Первый то, что дано индивиду природой: ум, тело, красота, здоровье, темперамент. Второй то, что индивид приобрел в качестве члена социальной структуры: деньги, положение, известность . Третье это то, чем и кем индивид выглядит в глазах прочих членов группы, сословия. К. Г. Юнг выдвинул одну из самых оригинальных идей в современной психологии идею архетипов коллективного бессознательного. Эго некие 1Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: АСТ, 2004. 2 Макиавелли Н. Государь. М.: Художественная литература, 1992; Кравченко А.И. Макиавелли: технологии эффективного лпдерства//Социс. М. 1993, № 6. 3 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993. 22 . мифические образы, являющиеся общими для всего человечества и представляющие собой адекватные выражения всеобщих человеческих нужд, инстинктов, стремлений и потенций. Эти образы вневременны, внепространственны и, в конечном счете, предшествуют человеческой истории. По Юнгу, в глубинах нашего бессознательного заключено безличное, мифологическое содержание. На этом уровне исчезает всякая индивидуальность. «Наиболее глубоко лежащий слой, в который мы можем проникнуть в исследовании бессознательного, это то место, где человек уже не является отчетливо выраженной индивидуальностью, но где его разум смешивается и расширяется до сферы общечеловеческого разума, не сознательного, а бессознательного, в котором мы все одни и те же»1. Архетипы это наследство, доставшееся нам от предшествующих поколений, это некий общий базис для всех людей независимо от национальности, цвета кожи и вероисповедания, образ мира, сформировавшийся уже в незапамятные времена. В этом образе проглядывают определенные черты архетипы или доминанты. Они могут менять обличье, но сила их воздействия черпается из прошлого. Юнг также делил людей на экстравертов и интровертов. Первый тип людей (контактных и компанейских) отличает открытость внешнему миру и даже во многом зависимость от него. Вторых (рассудочных и замкнутых) характеризует концентрация интересов в самом себе, независимость от внешнего мира и готовность действовать, исходя сугубо из собственных намерений. Однако чистых экстравертов или интровертов не существует. Поэтому Юнг выделяет еще и амбовертов, обладающих качествами тех и других* 2. Столетия назад была подмечена связь между продвижением имиджа лидера и общественным мнением, человеческой психологией. «Молва часто создает нечто из ничего», отмечал английский писатель XVII в. Томас Фуллер. Его соотечественник, один из основоположников политической психологии Грэхем Уоллес в известной книге «Человеческая природа в поли тике» (1908 г.) подчеркивал значение иррационального фактора в политике. Он предлагал, например, рассматривать ' Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб.: Кентавр, 1994. С. 34. 2 Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 23 |