Проверяемый текст
Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.
[стр. 117]

ЭТОГОимущества от владельца к преступнику.
Противоправность изъятия и обращения чужого имущества при краже означает, что она осуществляется способом, прямо запрещенным уголовным законом (объективная противоправность), при отсутствии которого содеянное может квалифицироваться по иным статьям У К , а может и вообще не составлять преступления.
Далее, противоправность заключается в отсутствии у виновного какого-либо права на изымаемое имущество (субъективная противоправность).
Когда же такое право есть (например, собственник изымает свое имущество у другого лица), когда имеются фактические основания для получения имущества, а нарушается лишь установленный порядок осуществления
этого права, изъятие имущества не образует состава кражи, даже если оно совершается способом, указанным в ст.
158 УК.
При определенных условиях
такие действия могут быть расценены как самоуправство'.
Наконец, противоправность
кражи состоит в нарушении свободы лица распоряжаться находящимся у него имуществом, коль скоро изъятие этого имущества осуществляется помимо или против воли его владельца.
Отсюда следует, что не является
кражей завладение чужим имуществом при дозволении закона нарушить данное право, например, в случаях исполнения приказа, крайней необходимости, согласия потерпевшего и других обстоятельствах, исключающих противоправность содеянного.
Нарушение свободы распоряжения имуществом имеет место лишь тогда, когда отношение к имуществу изменяется помимо воли управомоченного лица или вопреки его действительной воле.
При этом противоправным будет изъятие имущества не только у ребенка, душевнобольного, лица, находящегося в тяжелой степени опьянения, а также у иного не
способного выразить свою волю лица, но и у лица, выразившего свое «согласие» на это под влиянием 117 ’ См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.
1995.
№ 4.
С.
7-8; Законность.
1996.
№4.
С.
58-59.

[стр. 247]

248 Глава II роны лица, получившего имущество, не предпринимались какие-либо действия, имеющие целью инспирировать ошибку лица, выдававшего имущество.
Иначе завладение имуществом, переданным виновному вследствие такой «ошибки», будет мошенничеством.
Принципиальное отличие рассматриваемого преступления от хищения в том и состоит, что виновный в данном случае незаконно обращает в свою пользу имущество без посредства каких-либо активных действий, направленных на его изъятие и выведение из владения собственника.
Противоправность изъятия чужого имущества при хищении прежде всего означает, что оно осуществляется способом, прямо запрещенным уголовным законом (объективная противоправность), при отсутствии которого содеянное может квалифицироваться по иным статьям УК, а может и вообще не составлять преступления.
Далее, противоправность заключается в отсутствии у виновного какого-либо права на изымаемое имущество (субъективная противоправность) Когда же такое право есть (например, собственник изымает свое имущество у другого лица), когда имеются фактические основания для получения имущества, а нарушается лишь установленный порядок осуществления
этою права, изъятие имущества не образует состава хищения, даже если оно совершается одним из способов, указанных в ст.
158-163 УК.
При определенных условиях
г 341 такие действия могут быть расценены как самоуправство.
Наконец, противоправность
хищения состоит в нарушении свободы лица распоряжаться находящимся у него имуществом, коль скоро изъятие этого имущества осуществляется помимо или против воли его владельца.
Отсюда следует, что не является
хищением завладение чужим имуществом при дозволении закона нарушить данное право, например, в случаях исполнения приказа, крайней необходимости, согласия потерпевшего и других обстоятельствах, исключающих противоправность содеянного.
Нарушение свободы распоряжения имуществом имеет место лишь тогда, когда отношение к имуществу изменяется помимо воли управомоченного лица или вопреки его действительной воле.
При этом противоправным будет изъятие имущества не только у ребенка, душевнобольного, лица, находящегося в тяжелой степени опьянения, а также у иного не
спо341 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации 1995 №4 С 7-8, Законность 1996 №4 С 58-59

[Back]