Проверяемый текст
Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.
[стр. 138]

развиваться по нескольким сценариям': действия преступника, который, осознав, что он обнаружен, прекращает хищение и пытается скрыться, бросив имущество, образуют покушение на кражу; в том случае, когда преступник, будучи замеченным в процессе неоконченной кражи, несмотря на это, продолжает действия по изъятию имущества, похищение, начавшееся как тайное, перерастает в открытое, т.е.
в грабеж (ч.
1 ст.
161 УК);
-если при этом виновный, встретившись с сопротивлением, применяет еще и насилие к лицу, пытавшемуся воспрепятствовать окончательному завладению имуществом или его удержанию непосредственно после изъятия, то его действия должны квалифицироваться, в зависимости от характера примененного насилия, как насильственный грабеж (ч.
2 ст.
161 У К ) или разбой (ст.
162 УК);
напротив, насильственные действия, совершенные по окончанию кражи с целью скрыться или избежать задержания, не могут рассматриваться как грабеж или разбой и подлежат самостоятельной уголовно-правовой оценке по соответствующей статье У К в зависимости от характера этих .
.
.
.

w 2 действии и наступивших последствии .
Таким образом, учиненное лицом насилие может быть каким-то образом связано с совершенной им кражей или покушением на нее, но никоим образом не может являться средством завладения имуществом.
В этом отношении В.
А.
Владимиров правильно отмечает, что «не может изменить способа похищения применение к потерпевшему
насилия, если оно не выступало как средство изъятия имущества»'.
138 ' См., например: Ситникова А.И.
Оконченное и неоконченное хищение при трансфор.чации умысла и видоизменении способа // Уголовное право: стратегия развития в X X I веке; материалы Второй международной научно-практической конференции.
М., 2005.С.
195.
' Подробнее об это.м см.: Бойцов А.И.
Преступления против собственности.
СПб., 2002.
С.
316-317.
' Владимиров В.
А.
Квалификация похищений личного имущества.
М., 1974.
С.
50.

[стр. 315]

316 Глава III титель, исходя из окружающей обстановки, не сознавал факта его обнаружения и считал, что он действует скрытно.
И, наоборот, тайное похищение отсутствует тогда, когда преступник был убежден, что его действия очевидны для владельца имущества или посторонних лиц, хотя в действительности они остались незамеченными.
Вместе с тем приоритетность субъективного критерия вовсе не означает, что объективный критерий не представляет никакого интереса.
Ведь субъективная убежденность преступника в тайном характере своих действий должна основываться на определенных объективных предпосылках.
Следовательно, и вывод о наличии субъективного критерия должен основываться на установлении этих предпосылок, а не на голословном заявлении преступника.
В этой связи немаловажно знать, что тайность изъятия либо возникает в силу объективно сложившейся обстановки, либо создается и обеспечивается усилиями самого субъекта преступления или его соучастников.
Поскольку же тайный способ изъятия является обязательным признаком объективной стороны состава кражи, постольку лица, обеспечивающие тайность изъятия (например, стоящие на страже), должны признаваться соисполнителями совершенного преступления.
На практике возможны и такие ситуации, когда лицо, пытавшееся совершить хищение тайно, оказывается застигнутым на месте преступления, не успев осуществить все действия по изъятию имущества.
Причинами тому могут быть неожиданное появление в месте изъятия имущества посторонних, неожиданное появление хозяев, которые возвратились за чем-то забытым, а обнаружили в квартире вора и т.
д.
Как квалифицировать содеянное в таком случае? В теории уголовного права ответы на этот вопрос есть.
Поясним их на таком примере.
Предположим некто, воспользовавшись временным отсутствием гардеробщицы и отсутствием в фойе других лиц проник в гардероб с тем, чтобы завладеть меховой шубой, но не успел выйти с ней, как вернулась гардеробщица.
Квалификация действий данного человека будет зависеть от того, как он поведет себя в дальнейшем.
А дальнейшее развитие событий может развиваться по нескольким сценариям: 1) действия преступника, который, осознав, что он обнаружен, прекращает хищение и пытается скрыться, бросив имущество, образуют покушение на кражу;

[стр.,316]

Формы хищения 317 2) в том же случае, когда преступник, будучи замеченным в процессе неоконченного хищения, несмотря на это, продолжает действия по изъятию имущества, похищение, начавшееся как тайное, перерастает в открытое, т.е.
в грабеж (ч.
1 ст.
161 УК);
3) если при этом виновный, столкнувшись с сопротивлением, применяет еще и насилие к лицу, пытавшемуся воспрепятствовать окончательному завладению имуществом или его удержанию непосредственно после изъятия, то его действия должны квалифицироваться, в зависимости от характера примененного насилия, как насильственный грабеж (ч.
2 ст.
161 УК) или разбой (ст.
162 УК);
4) напротив, насильственные действия, совершенные по окончании кражи с целью скрыться или избежать задержания, не могут рассматриваться как грабеж или разбой и подлежат самостоятельной уголовно-правовой оценке по соответствующей статье УК в зависимости от характера этих действий и наступивших последствий.
Таким образом, учиненное лицом насилие может быть каким-то образом связано с совершенной им кражей или покушением на нее, но никоим образом не может являться средством завладения имуществом.
В этом отношении В.
А.
Владимиров правильно отмечает, что «не может изменить способа похищения применение к потерпевшему
441 насилия, если оно не выступало как средство изъятия имущества».
§ 2.
Мошенничество Мошенничество есть завладение чужим имуществом или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ч.
1 cm 159 УК).
Данное определение, во-первых, позволяет выделить две разно-зидности мошенничества по объекту (именно по объекту, а не по >едмету!) — мошенническое завладение чужим имуществом, пося-иощее на отношения собственности, и мошенническое приобрете-ше права на чужое имущество, посягающее на иные вещные отно-1ения (ограниченные вещные права), а вовторых, содержит сазание на два конкретных способа такого завладения — обман или юупотребление доверием.
Начнем с объекта.
Владимиров В А Квалификация похищений личного имущества М, 1974.
С 50

[Back]